Вернуться на главнуюСЭЭ "Наполеон"

  1. Описание по Стратиевской
  2. Описание по Гуленко
  3. Описание по Вайсбанду
  4. Описание по Панченко
  5. Женский тип
  6. Ребёнок-Наполеон
  7. Подросток-Наполеон
  8. Подтипы: Тактик, Коммерсант.
  9. Знаменитости
1) Описание по В. Стратиевской

Сенсорно-этический экстраверт ("Цезарь").

Блок ЭГО * 1-я позиция * Программная функция * "Волевая сенсорика"

Для человека этого типа характерна волевая защита собственных интересов ( и интересов "своей команды"), защита собственного приоритета любой ценой. Но не с целью прямого и беспощадного подавления, а для максимальной реализации собственного творческого и этического потенциала, для наиболее полного выражения собственной яркой индивидуальности, для реализации собственных этических целей и задач.
Поэтому соотношение сил в системе ценностей Цезаря — это в первую очередь соревнование личных достижений и успехов. Цезарю важно признание его личных заслуг. Важно признание его авторитета через осознание его личных качеств: признание его самым чутким и заботливым руководителем, самым энергичным и самым деятельным. Признание его самым верным и самым надежным другом. Признание его самым лучшим и самым непревзойденным в своем роде деятелем.
Чем бы он ни занимался, какую бы деятельность для себя ни выбрал, Цезарь всегда ставит для себя задачу быть лучшим из лучших. Сама по себе цель весьма похвальная и заслуживающая уважения, но с другой стороны — каких физических сил стоит прожить всю жизнь как на спортивном состязании: постоянно оглядываясь на соперников, постоянно сравнивая собственные успехи с чужими достижениями, постоянное напряжение в вечном стремлении вырваться вперед и не уступить первенства.
Цезарь старается легко и быстро добиваться поставленных целей. Увлеченно занимаясь выбранным делом, не считаясь с затраченными для достижения успеха усилиями, Цезарь способен на исключительную работоспособность и на любые, даже противоречащие здравому смыслу жертвы. (Например: одна из представительниц этого типа, начинающая певица "ставила" себе голос, занимаясь одновременно у трех преподавателей вокала. К сожалению, результат не оправдал затраченных усилий.)
Не задумываясь о том, что рискует показаться хвастливым, Цезарь на каждом шагу "рапортует" о своих достижениях, иногда довольно искренне удивляясь тому, что другие отстают от его "образцовых" темпов: "Как, ты еще не сделал это задание? А я уже следующее делаю!" Он как бы предлагает в любом деле "равняться" на него. И в самом деле, почему бы и нет? Цезарь великолепно умеет навязать дух творческого соревнования и деловой активности самому пассивному и равнодушному к общему энтузиазму человеку. Заставит подсуетиться самого безынициативного и бездеятельного. (До какой крайней точки самоотстраненности и пассивности дошел бы его дуал Бальзак, если бы не исключительный энтузиазм и гиперактивность Цезаря!)
Цезарь всегда осуждает и порицает в людях пассивность, отсутствие инициативы, отступление от намеченных планов. Нельзя сказать, чтобы Цезарь явно поощрял умение "работать локтями" — скорее, он поощряет умение "бороться, искать, найти и не сдаваться". Цезарь не уважает тех, кто пасует перед трудностями. Он всегда за активную жизненную позицию, за активный поиск решений. Иногда методы, которые он предлагает для решения проблем, выглядят несколько прямолинейными. Не то чтобы он предлагал идти и ломиться в закрытые двери (хотя это тоже не исключается), но отстаивать свои права любым возможным способом, добиваться намеченного при любых условиях, это уж непременно.
Цезарю действительно важно знать, какие проблемы решаются методом волевого давления, а какие — нет. Поэтому, давая советы, которым, возможно, он сам бы и не последовал, Цезарь делает это из соображений получения информации по важному для себя, "программному" аспекту "волевой сенсорики": где можно "давить", а где — нельзя.
Точно так же в оценке потенциальных соперников Цезарь в первую очередь рассматривает способность человека противостоять оказываемому на него давлению, а также умение постоять за себя и готовность дать немедленный отпор. Часто уверенный в своем силовом превосходстве или чувствующий, что ситуация "работает" на него, Цезарь может себе позволить "пробный выпад" в сторону того, чей силовой потенциал его сейчас интересует. Отсутствие немедленной защиты иногда наводит его на ошибочную мысль, что человек вообще на нее не способен. Иногда такие поспешные выводы приводят его к очень неприятным ситуациям.
Цезарю крайне неприятно, когда его публично "ставят на место" — это занижает его самооценку. Еще нелепее ситуация, когда какой-либо вообще малознакомый человек по непонятным причинам на него нападает. В этом случае Цезарь чувствует себя очень растерянным. К сожалению, он не всегда способен быстро взять контроль над своими чувствами и спокойно и твердо потребовать объяснений.
Цезарь может ярко, иногда вызывающе "заявить" о себе. Он может бросить вызов обществу, может взять себе скандальный сценический образ: для него это не более, чем выражение собственной творческой индивидуальности. Гораздо больше его беспокоит отсутствие интереса к себе. Нежелание замечать его ярко выраженные способности, нежелание признать его успех, нежелание подчиниться его лидерству.
Цезарь в первую очередь человек действия. Поэтому особенно болезненно он воспринимает любое ограничение своей активности. (Проблема, с которой он довольно часто сталкивается, поскольку его активность носит довольно противоречивый и сумбурный характер.) Его деятельность предполагает широкий размах и масштабность мероприятий.
Исключительно инициативен, может буквально "вломиться" в чужую жизнь, в чужие отношения, из-за чего нередко производит впечатление наглеца и нахала. Часто бывает бесцеремонен и навязчив.
В стремлении захватить инициативу любой ценой Цезарь часто проявляет себя далеко не лучшим образом, из-за чего иногда попадает в неловкую ситуацию, иногда бывает просто жалок или смешон. (О чем не дай Бог ему сказать.) Нет ничего больнее для Цезаря, чем видеть, что все его старания завоевать (именно завоевать) авторитет, популярность или расположение, приводят к диаметрально противоположным результатам. К чести Цезаря, он умеет признавать факт собственных ошибок и способен публично признать свою вину, хотя возможно это ему дается тяжелее, чем другим.
Было бы неправильно сказать, что для Цезаря в первую очередь важны его амбиции. Для него гораздо обиднее непонимание его добрых намерений. В своем праве на лидерство Цезарь совершенно искренне уверен. Поэтому непризнание его приоритета для него глубоко обидно, так как это в первую очередь непризнание его заслуг, его честного самоотверженного, творческого, с полной отдачей сил труда. Если у Жукова лидерство — это стратегический расчет, где любое ущемление его амбиций воспринимается как враждебный выпад, Цезарь, в отличие от Жукова, борется не за самоутверждение собственных амбиций, а за право оправдать возложенное на него доверие. Проще говоря, если Жукову важно ощущение его реальной власти, Цезарю важно добровольное признание и доверие. Жукову важно захватить власть, Цезарю важно удержать лидерство. Если Жукову нужна власть, чтобы возглавить систему, то Цезарю, чтобы в первую очередь максимально реализовать свой творческий этический потенциал, демократизировать возглавляемую им систему, этически усовершенствовать ее. Если жуковская стратегия — стремление захватить все сферы влияния, то для Цезаря важно захватить "пальму первенства" во всех сферах своей деятельности: личные достоинства, по его мнению, еще больше убеждают окружающих в его праве на лидерство.
Если Жуков всегда жестко контролирует захваченную сферу влияния, то Цезарь не всегда замечает, что он вообще захватил какое-то пространство.
(Следует отметить, что сравнение программных функций Жукова и Цезаря дается для пояснения принципиальных различий в их "волевых сенсориках", а вовсе не для того, чтобы указать, кто из них "хороший" лидер, а кто "плохой" — у каждого из них своя социальная функция, необходимая для реализации в определенной ситуации и в определенных общественных условиях.)
Поступки Цезаря в первую очередь отличаются быстротой и напористостью, немедленной и всесторонней инициативой. Цезарь незаметно для себя заполняет все окружающее пространство. Он не всегда замечает, не всегда оценивает методы, которые он использует для скорейшего завоевания симпатий: ему важнее удержать свой авторитет, и для этого он готов честно и этично отработать взятые на себя обязательства.
Проблема Цезаря еще и в том, что в отличие от Жукова, всегда знающего, "как надо", Цезарь отчетливо знает только "как не надо". При всех своих исключительных талантах Цезарь скорее разрушитель, чем созидатель. В политике он разрушитель тоталитарных и авторитарных систем. В искусстве он — смелый новатор, ниспровергающий существующие до него устоявшиеся формы. Он может быть основоположником нового направления в искусстве, которое никто кроме него и продолжить не сможет. Подражать — сколько угодно, продолжить — нет. Среди представителей этого типа часто встречаются яркие творческие индивидуальности, всесторонне одаренные личности.
Противоречивость "волевой сенсорики" Цезаря заключается в самой демократичности его единовластия. Цезарь искренне ненавидит тиранию и деспотизм, он из тех, чье имя пишут "на обломках самовластья". И в то же время он всеми средствами стремится не уступать своего влияния. Признание собственного поражения в этом плане для него особенно мучительно. Попытка любой ценой удержать свое влияние нередко приводит Цезаря к отчаянным и противоречивым поступкам, имеющим для него часто трагические последствия.

Блок ЭГО * 2-я позиция * Творческая функция * "Этика отношений"
Любые этические отношения Цезарь в первую очередь строит с позиций волевой сенсорики. То есть, как бы они ни развивались, Цезарь в любом случае должен оставаться лидером. Цезарь глубоко убежден, что и первое и последнее слово в развитии отношений должны оставаться за ним. Он всегда абсолютно уверен в своем праве контролировать любую этическую ситуацию, независимо от того, является ли он в ней главным лицом или второстепенным.
Несмотря на сравнительно крепкие этические установки, и притом, что этика отношений — его сильная творческая функция, нельзя сказать, чтобы этические отношения у Цезаря складывались легко. Цезарю вообще ничего не дается легко, потому что он все и всегда завоевывает. Проблема Цезаря в том, что он часто завоевывает то, что у него никто и не оспаривает. Он, на свою беду, имеет обыкновение завоевывать именно то, что и так по праву принадлежит ему.
Казалось бы, что мешает Цезарю просто и естественно воспринимать свою природную привлекательность, свое обаяние, легкость и непринужденность в общении. Но в том-то и беда, что Цезарю нужно постоянное и повсеместное признание этих качеств. Более того, ему необходимы доказательства признанного первенства, доказательства его неоспоримого влияния. Причем именно в погоне за этими доказательствами он и умудряется растерять все свое "царственное" величие. Иногда создается впечатление, что он именно напрашивается на комплименты, насильно и неуместно "тянет" на себя внимание, увлекается самолюбованием.
И в области этики Цезарю недостаточно полупобед: только появившись, он должен очаровать всех, обаять всех, "растопить" всех, заинтересовать всех или, если нужно, заинтриговать всех.
А если и находится кто-то, кого он совсем не заинтересован к себе расположить, то только потому, что этого человека он просто для себя никак не рассматривает, он для него, попросту говоря, "пустое место".
Неудивительно, что при такой этике поведения Цезарь умудряется (независимо от масштабов его деятельности) нажить себе немало врагов. Причем отношения по схеме друг — недруг у него тоже строятся очень контрастно и непоследовательно: вчерашний недруг сегодня "милостиво" принимается в число друзей, потому что "так надо"; сегодняшний друг, уделяющий больше внимания другому субъекту, уже не друг, а "предатель". (Цезарь, пожалуй, единственный, кто в третьей квадре делит отношения на "врагов" и "друзей" — Драйзер делит на "своих" и "чужих", а интуиты-логики об этом вообще не задумываются.)
Именно потому, что этика отношений у Цезаря формируется под влиянием волевой сенсорики (точнее, ее реализует), максимализм является ее отличительной чертой. Но, само собой разумеется, этика Цезаря не может и не должна быть последовательной: реализационная функция — всегда манипулятивная, всегда такая, какая нужна программе интеллекта. В случае Цезаря волевая сенсорика — аспект незыблемый, программный, а этика отношений только оформляет "расстановку сил": меняется силовое соотношение — меняется и этика. К тем, кого Цезарь уважает и чьего расположения добивается, — одно отношение, к тем, кого "в грош не ставит", — другое. В том-то и проблема этики Цезаря, секрет быстрейшего наживания им врагов — в его непоследовательном этическом максимализме.
Как надолго Цезарь "застревает" в фазе вражды или дружбы, зависит только от конкретной ситуации. Но разумеется, Цезарь не отступит, пока не прояснит ее для себя окончательно, точнее, он отступит, только будучи убежденным, что отношения окончательно развалились и у него нет шансов их исправить. (Исправить, в понимании Цезаря, значит снова завоевать авторитет. Неважно, что именно он делает — просит ли прощения или устраивает скандал: это не более чем средство "выправить" ситуацию любым способом.)
Этичность Цезаря, уже в силу своей манипулятивности, всегда относительная, несмотря на крепкие этические установки. То есть в какой-то определенной ситуации Цезарь вполне может осознавать, что поступает нехорошо (более того, он всегда знает, как надо бы поступить), но у него всегда находится "убедительное" оправдание собственным неэтичным поступкам. Неэтичность в поступках других Цезарь всегда замечает, но далеко не всегда осуждает и даже не всегда по этому поводу высказывается. К чести Цезаря надо признать, что он способен относиться с юмором к чужим этическим несовершенствам.
Постоянно борется за расширение сферы своего этического влияния. Его можно считать своего рода "этическим захватчиком". Но действия Цезаря в зоне своего влияния сумбурны, непоследовательны и зачастую неэтичны. Постоянно меняется этическая тактика, меняются "доверенные лица", меняются друзья-враги, постоянно смещаются центры волевого давления и эмоционального воздействия. Цезарь менее всего осознает, что все происходящее — это только реакция на какие-то его конкретные действия. Чем больше он суетится, тем больше накаляется ситуация, тем больше он теряет стратегические ориентиры в своих этических отношениях. В конце концов он совсем запутывается, кто ему сейчас кем является, и вот он уже ведет свой этический "ближний бой", свою какую-то узкоколейную "челночную" дипломатию, какие-то примитивные полудетские интриги. Похоже, никто не умеет так "творчески" портить свои отношения, как это удается самому Цезарю.
В любом случае, как бы ни расценивались его поступки, Цезарь искренне хочет "чтобы все было как лучше". Он действительно старается как можно лучше все уладить, чтобы все им были довольны, старается для всех быть хорошим. Такая позиция приводит либо к противоречивым действиям с его стороны, либо к отсутствию каких-либо решительных действий, что только усугубляет его этические проблемы.

Блок СУПЕРЭГО * 3-я позиция * Нормативная функция * "Интуиция возможностей"
Программная "волевая сенсорика" постоянно требует информации по аспекту "интуиция возможностей". Цезарю необходимо наиболее точно оценить возможности и способности каждого человека, входящего в круг его общения, поскольку собственное представление об успехе у него выстраивается относительно потенциальных возможностей и успехов его окружения.
Цезарю всегда важно знать, на какой стадии реализации своих планов находятся окружающие его люди. Например, в процессе учебы Цезарь постоянно интересуется, не отстает ли он от других в выполнении учебных заданий. Более того, он всегда старается сдать работу одним из первых, старается обратить на себя внимание преподавателей, создать о себе впечатление перспективного специалиста.
В любой ситуации Цезарь заранее интересуется позитивными возможностями. Например, еще до окончания учебы он старается выяснить все возможные варианты распределения рабочих мест, ищет для себя какие-то полезные деловые связи, интересуется возможностями других студентов.
Для получения интересующей его информации развивает высокую активность: находит время побеседовать с каждым о планах на будущее. При этом старается взять располагающий к откровению "задушевный" тон, доверительно сетуя на какие-то свои еще не решенные проблемы. Часто в преддверии активной деятельности собирает мнения по интересующему его вопросу, со многими советуется, но в конечном итоге все делает по-своему.
Старается произвести впечатление человека дальновидного и рассудительного. Очень любит, когда с ним советуются, делятся своими планами, хотя у него не всегда хватает терпения дослушать собеседника. Иногда старается произвести впечатление человека, который все про всех знает. (Иногда даже слишком торопится сообщить информацию, которую он якобы знает.) Любит производить впечатление человека, который в курсе всех событий, иногда может намекнуть, что у него "все схвачено". Часто, явно преувеличивая, говорит о своем влиянии. Не прочь приврать или "поблефовать".
Для Цезаря очень важно с самого начала общения определить потенциал человека: иногда Цезарь оценивает человека относительно его субъективных способностей, иногда — относительно занимаемого им места в обществе, иногда — по внешнему виду.
На основании приблизительной оценки ситуации и потенциала действующих лиц Цезарь подчас позволяет себе довольно далеко выходить за рамки допустимых этических норм. Интуиция потенциальных возможностей подсказывает ему, к кому и как можно относиться, кто и как себя поведет, кто способен постоять за себя, а кто — нет.
Иногда Цезарь позволяет себе весьма вызывающее поведение, которое у него называется "говорить правду в глаза". Но поскольку понятие о правде у Цезаря весьма относительное (хотя бы потому, что это его личная точка зрения), наиболее точное (с психологической точки зрения) объяснение его "поискам правды" — это не что иное, как желание этически и интуитивно "прощупать" ситуацию. Желание узнать, сойдет ли ему с рук то, что он сейчас делает, и как отреагируют на такую "правду в глаза".
Цезарь не выносит неопределенности. Поэтому иногда он специально ускоряет кризис ситуации, чтобы сделать в ней новую расстановку сил и понять свое место в системе отношений. Понять, кто есть кто, как его воспринимают и за кого "его держат".
К счастью для себя (и своего дуала Бальзака), в условиях неопределенности отношений Цезарь не всегда замыкается на одном партнере. В этот период он может открыть для себя "второй фронт". Подсознательно настроенный на уязвимую этику эмоций Бальзака, Цезарь побаивается выяснять те отношения, которыми он особенно дорожит, опасается эмоционально "давить" на партнера. Поэтому для перераспределения излишней эмоциональной активности ему нужен своего рода "запасной вариант", который его отвлекает и делает менее зависимым от "основного варианта."
Тактика "второго фронта" вынуждает Цезаря лукавить, хитрить, выкручиваться из неловких ситуаций, а он всего этого не любит — ему это неудобно: это унижает его достоинство, противоречит его этическим принципам, главные из которых — порядочность, честность и преданность. Кроме того, слабая интуиция возможностей ему этого не позволяет: он всегда боится уличения во лжи, боится, что невольно выдаст себя, что проговорится, что это станет каким-то образом известно его партнеру. И тем не менее, поскольку он не всегда способен последовательно выяснять отношения со всеми своими партнерами, неопределенность ситуации часто вынуждает его маневрировать между ними — он просто не видит для себя другого выхода.
Анализ возможностей ситуации у Цезаря часто бывает слишком поверхностный или слишком оптимистичный, поскольку он собирает информацию не из самых авторитетных источников и оценивает ее не самым критичным образом. Например, многие представители этого типа безоговорочно верят средствам массовой информации, даже если те распространяют совершенно неправдоподобные слухи.
Иногда Цезарь разыгрывает роль человека, уверенно глядящего в будущее, видящего для себя и для других массу возможностей. Часто он и сам при этом воодушевляется и старается воодушевить окружающих. Однако, столкнувшись с первыми реальными, объективными препятствиями, о своем "воодушевлении" забывает так, как будто его никогда и не было. Тогда уже начинается лихорадочный поиск возможного выхода из затруднительного положения.
Ошибка по аспекту "интуиции возможностей" обходится Цезарю очень дорого: в лучшем случае — это отдельные неприятные ситуации, в которые он рискует попасть, в худшем — это крах всей его карьеры. Поэтому Цезарь очень старается не сделать ничего такого, что впоследствии обернулось бы против него. И хотя он никогда не бывает до конца уверенным в своей интуиции, тем не менее он стремится ее постоянно развивать с тем, чтобы иметь возможность безошибочно на нее полагаться.
Наиболее полную помощь по этому аспекту Цезарь все-таки получает от своего дуала Бальзака, который не только умеет предвидеть самое неблагоприятное развитие событий, но и может в мягкой и деликатной форме предостеречь от возможных неприятностей. А заодно и подскажет способ их избежать.

Блок СУПЕРЭГО * 4-я позиция * Мобилизационная функция * "Логика соотношений"
Цезарю трудно быть объективным, поскольку он находится в плену своих этических установок, своих симпатий и антипатий.
Его поступки могут противоречить здравому смыслу хотя бы потому, что чаще всего они отражают его эмоциональное отношение к происходящему.
Иногда в поведении Цезаря как бы смещается логическая значимость его поступков, т. е. он поступает вопреки здравому смыслу, основываясь на каких-то примитивных логических стереотипах только потому, что "так принято поступать". Причем, руководствуясь своими логическими стереотипами, он часто поступает в ущерб своим этическим принципам: например, разрушает сложившиеся хорошие отношения со своими близкими только потому, что реагирует так, как принято логически, по общим понятиям, а не так, как он это чувствует этически: скажем, ругает за то, за что надо (в общепринятом, стереотипном понимании) ругать, хвалит за то, за что надо хвалить.
Иногда это выражается в привычке пользоваться поверхностными логическими (и этическими) стереотипами, действовать в соответствии с этими лозунгами и изрекать их по поводу и без повода: "жалость унижает человека", "боятся — значит уважают", "ревнует — значит любит", "где постелил, там и спи", "женщина не должна проявлять инициативу" и т. д.
Иногда это логически смещенные интонации и акценты в речи. Иногда это этически неоправданная мимика.
Иногда это смещенные или неустойчивые интересы к воспринимаемой информации. Например: слушая объяснения, Цезарь часто отвлекается от главной мысли, его вдруг начинают интересовать какие-то совершенно второстепенные моменты или несущественные частности. Незаметно для себя, он уходит в сторону от основной темы или отвлекает вопросами второстепенной значимости. Либо вопросами, которые вовсе не имеют отношения к обсуждаемому предмету.
Еще одна характерная для представителей этого типа черта: способность по поводу и без повода отвлекаться от заданной темы на разговоры о себе. (Наглядный пример — пушкинские лирические отступления в "Евгении Онегине".)
Заниматься классификацией понятий или знаний, приводить их в стройную систему — для Цезаря скучная и муторная работа. Ему трудно сосредоточиться на логическом анализе какого-либо явления, трудно сосредоточиться для последовательного понимания логических выводов, трудно самому изложить что-либо последовательно: он может начать объяснение прямо с середины и продолжать его, постоянно возвращаясь к начальным и промежуточным стадиям. Таким образом, в изложении Цезаря некоторые даже простые объяснения представляются весьма запутанными.
Поверхностность представлений о многих явлениях его не смущает — он считает это естественным. ("Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь...") Главное, чтобы обсуждаемый предмет был хоть отдаленно, но знаком: нельзя же производить впечатление полной некомпетентности.
Очень осторожен в высказываниях, касающихся правовой или технической стороны дела, не рискует показаться необъективным или некомпетентным. Не любит изучать инструкции и правила — ему это скучно. (Представитель этого типа может неоднократно пережигать электроприбор, включая его, не ознакомившись с инструкцией. Известен случай "неудачной" чистки памяти компьютера, после которой оказались стертыми все заложенные в него программы.) И как бы ни был печален его личный опыт, все равно Цезарю трудно изменить себя, и он часто полагается не на инструкцию, в которой редко и мало что понимает, а на удачу, везение и на свою интуицию, несмотря на то, что она его довольно часто подводит.
Опыт чужих ошибок тоже не всегда производит на него достаточное впечатление. Цезарь может сколько угодно совещаться и консультироваться, но в конечном счете поступит по-своему, наперекор всем советам и здравому смыслу. Цезаря отличает исключительная способность постоянно "набивать шишки" на одном и том же месте. Глубоко страдать, мучиться и спрашивать у всех и каждого, почему это всякий раз происходит именно с ним, и какие недостатки ему нужно в себе изжить для того, чтобы эти напасти наконец прекратились. Требуются колоссальное терпение и выдержка (качества, присущие его дуалу Бальзаку), чтобы приучить Цезаря анализировать опыт прошлых ошибок, т. е. как раз то, чего Цезарь, вопреки желанию окружающих, делать решительно отказывается (и не просите, и не уговаривайте!) Он поступал и поступает только, как ему заблагорассудится, а иначе он просто не может быть самим собой.
Для Цезаря серьезную проблему представляет необходимость тщательно продумывать свои поступки, вести себя осмотрительно и рассудительно. Замечаний в нелогичности собственных действий он не переносит. Требование быть последовательным в своих действиях выводит его из себя. Для него характерно поступать умно и логично только до тех пор, пока этого от него не требуют, пока его уважают и с ним считаются. Но стоит только акцентировать внимание на его нелогичности, как все его действия сразу же перестают логически контролироваться и приобретают характер беспорядочной, панической суеты.
Обвинения Цезаря в нелогичности только усугубляют его проблемы. Сам Цезарь очень болезненно переносит любую критику в свой адрес, а поскольку требования к себе у него бывают довольно завышенными, ему трудно признать при наличии всех своих достоинств такой недостаток, как небезупречная логика. Цезарю вообще хочется быть человеком без недостатков. (А кому этого не хочется?) Поэтому Цезарь очень переживает, когда его умственным способностям дают невысокую оценку. Ему очень трудно позволить себе не быть самым умным (хотя это лучшее, что он может для себя сделать).
Следует заметить, что Цезарю легче быть последовательным и логичным в своих поступках после того, как он разобрался в возможностях ситуации (последовательность работы функции). Для Цезаря поступать разумно — это значит поступать благоразумно, т. е. предусмотрительно, дальновидно. Чем основательнее он будет информирован по аспекту "интуиция возможностей", тем легче ему поступать логически продуманно.
Словом, для того, чтобы в поступках Цезаря было меньше противоречий и суеты, нужно поставить его в определенный психологический режим, в котором он будет получать достаточную информацию по интуиции возможностей, поддержку по интуиции времени и, что очень важно, отсутствие критики по аспекту логики соотношений. То есть Цезарю необходима психологическая поддержка Бальзака. Его умение показать перспективы ситуации в такой форме, чтобы они Цезаря не напугали и не ввергли в панику, показать возможный запас времени, чтобы отвлечь его от суеты и создать ему условия для обстоятельного логического анализа. Бальзак умеет находить самые простые и доступные пониманию формы объяснений. Он очень методичен в своих объяснениях, умеет иллюстрировать их удачными примерами. Умеет подвести собеседника к нужному логическому выводу, предоставляя ему самому радоваться собственному открытию.

Блок СУПЕРИД * 5-я позиция * Суггестивная функция * "Интуиция времени"
Своих проблем по этому аспекту Цезарь не скрывает. Да и как их скроешь, когда и так ясно, что времени при всей его исключительной активности ему никогда не хватает. И откуда ему взяться, если принять во внимание способность Цезаря одновременно начинать множество дел, каждое из которых требует больших затрат времени и труда.
Попытка сосредоточиться на том, что ему необходимо сейчас сделать и сколько времени это займет, стоит Цезарю немалого напряжения. Поэтому он предпочитает вообще об этом не задумываться: делает то, что ему сейчас хочется, и тратит на это столько времени, сколько того требует дело. Старается работать быстро, предпочитает не застревать на каком-то этапе работы, чтобы успеть сделать как можно больше, старается не усложнять себе работу. Если возникают какие-то неясности, Цезарь переключается на другое дело. Главное для него — все время продвигаться вперед, не застревая на частных проблемах.
Увлекаясь процессом работы, Цезарь часто не замечает ее бесперспективности. Поэтому он иногда боится задумываться о том, что будет дальше или что произойдет потом. Цезарю легче жить сегодняшним днем, не задумываясь о будущем. Хотя за сегодняшнее легкомыслие ему и приходится дорого расплачиваться впоследствии, он предпочитает видеть в своем будущем только то, что для себя желает. Поэтому информацию о возможных проблемах он воспринимает очень неохотно, несмотря на то, что осознает всю ее важность.
Цезарь очень не любит ждать. Ему это невероятно трудно — он слишком деятелен и потому слишком нетерпелив. Ему хочется всего сейчас и поскорее. Случается, что ему еще и некогда думать или просто не хочется тратить время на размышления. Бальзак задает ему размеренный жизненный темп, учит его жить по принципу "поспешай медленно". Охлаждает непомерную горячность Цезаря, успокаивает его: "Время даст ответы на все вопросы", "время все расставит по местам". И именно таким "объяснением" Цезарь как раз и внушается. У него вдруг возникает желание (а иногда и любопытство) терпеливо "досмотреть", чем же все это кончится.
Иногда Цезарь размышляет о том, "правильно" он сейчас живет или "неправильно". Как его сегодняшние поступки отразятся на его будущей судьбе и что он должен изменить сейчас для того, чтобы в будущем для него все сложилось благополучно.
Сами по себе размышления на эту тему для него очень утомительны и болезненны. Поэтому он предпочитает заблаговременно получать готовую информацию по этому аспекту. Иногда у него возникает желание "навести порядок" в своей сегодняшней жизни с тем, чтобы подготовить себе благополучное будущее. Тогда ему становится необходим анализ последствий каждого своего шага и каждого действия. Цезарю важно знать, что с ним произойдет после того, как он предпримет тот или иной шаг. (Ему действительно часто необходима инструкция: "пойдешь направо — коня потеряешь...")
Самой природой ему ниспослан для этого такой дуал, как Бальзак. Никто лучше него не сумеет предсказать дальнейший исход событий в зависимости от тех или иных обстоятельств. Нужно только рассказать Бальзаку "что было", а "что будет и чем сердце успокоится", он уже расскажет сам.
От Бальзака Цезарь может получить наиболее точную информацию о своевременности и целесообразности любого своего начинания, получить представление о последствиях каждого своего действия, увидеть отражение своих сегодняшних поступков в далеком и недалеком будущем. Такой род информации для Цезаря всегда ценен и актуален, а Бальзак в этом вопросе не имеет себе равных. Благоразумным, предусмотрительным и дальновидным Цезарь может быть только благодаря своевременным предостережениям и прогнозам Бальзака.

Блок СУПЕРИД * 6-я позиция * Активационная функция * "Деловая логика"
Цезарь — человек исключительной деловой активности и работоспособности. Исключительно вынослив, усерден. С готовностью берется за любую работу, не считаясь с затратами времени и сил. Если обстоятельства того требуют, он берется и за физически тяжелую работу, сопряженную с опасностями и трудностями.
Для Цезаря, как и для любого представителя третьей квадры очень важно реализовать свой творческий потенциал, важно осознавать востребованность своего труда. Поэтому Цезарь весьма активизируется, берясь за конкретно выполнимое дело. И чем более ему понятен способ его выполнения, тем больше энтузиазма и активности он проявляет.
Цезарь часто производит впечатление человека, который все умеет. Действительно, он довольно быстро осваивает новые специальности — точнее, новые ремесла. Причем, раз освоенное им уже не забывается. Активно используя свои разносторонние способности и таланты, Цезарь легко находит возможность для дополнительных и необременительных заработков. Цезарь всегда "и швец, и жнец, и на дуде игрец". За какую бы практическую работу он ни взялся, все делает быстро, легко, как бы играючи.
Цезарь включается в работу очень активно, сам процесс работы его привлекает больше, чем подготовка к ней. Рассуждая о выполнении какой-то работы, выдвигает возможные варианты в надежде, что кто-то со стороны выберет лучший и возьмется за его реализацию, но, войдя в работу, предпочитает уже не размышлять о разных вариантах: разрабатывает тот, который первым пришел в голову.
К критике своих ошибок относится болезненно, но счастлив, когда его работа чем-то выгодно отличается от других. Не любит скрупулезно проверять результаты работы — предпочитает, чтобы за него это сделал компетентный и надежный партнер, который и проверит, и успокоит, и сделает полезные замечания. Необходимость прорабатывать детали его часто угнетает и раздражает. Иногда не дает себе времени основательно разобраться в теоретическом материале — предпочитает разбираться в процессе работы, попутно советуясь на каждом этапе, вызывающем у него затруднения. Заинтересован в существенных, конструктивных замечаниях. С большим вниманием выслушает советы по поводу рационального выполнения его работы, но очень не любит, когда критикуют конечный результат. Ему удобно работать по четко разработанным и легко запоминающимся методикам.
В быту довольно практичен, умеет рационально вести хозяйство. С интересом выслушивает информацию о способах удачного вложения денег, о возможности сделать выгодное приобретение. В этом вопросе для него нет более ценного консультанта, чем его дуал Бальзак, который всегда предостережет Цезаря от неразумных денежных трат, не даст ему увлечься каким-нибудь авантюрным проектом, отговорит его от слишком быстрого и потому сомнительного способа обогащения. От Бальзака Цезарь получает по каждому вопросу четкую информацию: что нужно делать, в какой последовательности и нужно ли это делать вообще.
На базе такой информации у Цезаря возникает уверенность в правильности своих действий, ощущение покоя и порядка в жизни, понимание того, что его силы и энергия расходуются разумно и целенаправленно.

Блок ИД * 7-я позиция * Наблюдательная функция * "Сенсорика ощущений"
Никогда не позволит себе Цезарь выглядеть хуже других. Всегда умеет себя эффектно преподнести, хотя к своему внешнему виду относится довольно придирчиво и критично.
Независимо от уровня своих доходов, Цезарь одевается со вкусом. Часто имеет собственный, иногда довольно экстравагантный, стиль, с которым может быть он сам в глубине души и не согласен, но считает необходимым его придерживаться, чтобы иметь возможность обратить на себя внимание. Цезарь и внешне стремится выгодно отличаться от других: яркость своей внешности он считает непременным условием собственного успеха.
Комфорт и бытовые удобства Цезарь считает непременным условием нормального существования. В организации собственного быта руководствуется в первую очередь требованием оптимальных удобств. К оформлению быта относится без особого снобизма: чистота, уют, удобство — его основные эстетические критерии. Разумеется, в его доме все должно быть не хуже, чем у других.
Эстетика для Цезаря — сфера реализации многочисленных его талантов и способностей. У него довольно четкие и определенные эстетические критерии, хотя многим они кажутся спорными. Эстетически Цезарь всегда логичен, его художественный стиль всегда оправдан. Экстравагантность для Цезаря не более, чем способ творческого самовыражения.
Искусство — область, где творческие успехи Цезаря наиболее заметны и находят наиболее яркое и полное выражение. Здесь он более всего стремится к безупречной работе и именно здесь его мастерство заслуженно получает наиболее высокую оценку.
Цезарю свойственна высокая физическая активность и выносливость. На проблемах своего самочувствия предпочитает не сосредотачиваться. Любит активный, насыщенный впечатлениями отдых.
Очень жизнелюбив. Его жизнелюбия с избытком хватает и на него самого, и на его дуала Бальзака. Ни при каких обстоятельствах Цезарь не теряет природного оптимизма и вкуса к жизни.

Блок ИД * 8-я позиция * Демонстративная функция * "Этика эмоций"
Эмоции Цезаря в первую очередь подсознательно оформляют его манипулятивную этику отношений. То есть эмоции выражаются именно такие, какие, по мнению Цезаря, требует данная ситуация. Именно поэтому Цезарь выражает всегда нужное (опять же, по его мнению) эмоциональное отношение к происходящему. Если у него праздник, значит, всем нужно веселиться, и он первый будет стараться поднять общее настроение. (Хотя не всегда считает себя обязанным брать на себя роль массовика-затейника.) Если какая-то проблема, значит, шутки в сторону, и он первый со свойственным ему эмоциональным напором постарается ускорить ее разрешение.
Цезарь великолепно умеет решать свои проблемы методом эмоционального воздействия (как любой этик). Но поскольку мера его воздействия реализуется подсознательно и сориентирована на проблемную эмоциональность Бальзака, — эмоциональное воздействие Цезаря всегда не слишком серьезное и не очень драматичное. Это своего рода этическая игра, выражающая нужный в данный момент эмоциональный импульс.
Цезарь себя считает достаточно сильным человеком, чтобы самому справиться с собственными проблемами. Поэтому его эмоциональное воздействие на партнера не является сигналом экстремальности ситуации (как, например, у Гюго) — это только форма его эмоциональной манипуляции партнером: с одной стороны, себя подзарядить, с другой — партнера раскачать. (А его дуал Бальзак эмоционально "раскачивается" очень тяжело.)
Эмоциям Цезаря (особенно в юном возрасте) свойственна такая "детская преувеличенность". Часто их выражение предваряется восторженными или испуганными восклицаниями. Иногда эмоциональным потоком Цезарь пользуется в случае невозможности что-либо обстоятельно объяснить: "Ах, ну как ты так можешь! Ой, ну как ты не понимаешь! Ну что же это такое!"
В зрелом возрасте эмоции Цезаря больше подчиняются системе его отношений, и уже реже являются способом самостоятельного выражения его настроений. Во всяком случае, жизненный опыт (а также удачная дуализация) приучает Цезаря быть осторожнее и сдержаннее в выражении своих эмоций.
Общение с Бальзаком, умеющим пригасить излишнюю (неоправданную) пылкость, идет Цезарю только на пользу — исчезает его эмоциональная инфантильность, которая на протяжении всей его жизни действительно мешает ему выглядеть величественно.
Сдержанность эмоций, воспитанная Бальзаком, только облагораживает Цезаря, она придает особую значимость его высказываниям и поступкам и выгодно работает на его авторитет.

2) Описания типов личности по Гуленко*

Сенсорно-этический экстраверт - "Политик" (Наполеон, ESFP) Описание по функциям.

1. F - силовая сенсорика

Хорошо чувствует расстановку сил. Быстро улавливает, кто силен, а кто слаб, на кого можно надавить, а кого лучше не трогать. Нащупывает слабые места людей, с которыми близко знаком. Воздействуя на болевые точки, меняет их поведение в выгодную для себя сторону. Сам попыткам прямого нажима не подчиняется. Ловко уворачивается. Умеет за себя постоять. Бурно реагирует когда его ограничивают в выборе. Командует теми, кто менее решителен и менее уверен в себе. С более сильным партнером общается на равных. Всегда найдет способ, как обратить на себя внимание.

2. R - этика отношений

Отлично разбирается в системе отношений, которые складываются между людьми. Умеет сказать человеку то, что от него хотят услышать. Однако свои обещания выполнять не торопится, если не чувствует в этом особой необходимости. Балансирует между интересами противоположных лагерей, с успехом ведя переговоры или торгуясь. Если того требуют его собственные интересы, легко мирится с бывшими противниками. Знает, как наладить отношения. Скорее, играет на отрицательных отношениях, антипатиях, чем положительных связях. Самому порвать надоевшие отношения трудно. Старается дать человеку косвенно понять, что он ему не интересен. Не любит подпускать людей к себе близко, так как чувствует, что это налагает на него определенные обязательства. Легко заводит знакомства и увереннее себя чувствует в большой компании, чем наедине и в будничной обстановке.

3. I - интуиция возможностей

Стремится подать себя оригинальной, нестандартной личностью, не укладывающейся ни в какие рамки. Склонен противопоставлять себя окружающим. Может поддержать разговор на любые темы, демонстрируя свои знания обо всем понемногу. Информацию схватывает быстро, но неглубоко. Периодически задумывается, погружаясь в себя. В такие минуты ему кажется, что люди воспринимают его не таким, какой он есть на самом деле. Довольно капризен и привередлив. Не преминет подчеркнуть свои широкие возможности и большие перспективы. Часто при этом спорит и не соглашается, отстаивая из принципа противоположную точку зрения.

4. L - структурная логика

Очень не любит, когда не считаются с его выводами по той или иной ситуации или проблеме. Тех, кто игнорирует его замечания, причисляет к своим недоброжелателям. Зависит от установившегося порядка в той области, где живет или работает. Жалуется на отсутствие дисциплины, неорганизованность, хотя сам ее обеспечить не может, так как не желает портить отношения и не может работать методично. Реагирует на принятую иерархию. С человеком общается либо с позиции снизу, как подчиненный, либо с позиции сверху, как начальник. С нижестоящими позволяет себе не церемониться. Не может находиться рядом с людьми, которые ему антипатичны. Все делает для того, чтобы их удалить. Сам не знает, по какой системе действует.

5. Т - интуиция времени

Чувствует себя бодрым и здоровым, когда его время занято. Иначе, располагая избытком времени, ведет малоподвижный, ленивый образ жизни, хандрит и все критикует. Любит постоянные изменения, развитие событий, противоречивость. Ему часто хочется уехать куда-нибудь, полностью поменять обстановку. Время навязывает такое, какое удобно ему. То спешит и торопит других, то медлит и всячески тормозит быстрые решения. Всегда найдет, к чему придраться. Любит, когда его долго уговаривают, заходят издалека, приводя много примеров и поучительных историй из прошлого.

6. Р - деловая логика

Его настроение зависит от того, как успешно идут у него дела. Чтобы улучшить его эмоциональное состояние, надо предложить ему выгодное дело. Склонен проявлять то большую щедрость до расточительности, если настроение приподнятое, то экономность и даже скупость, если эмоционально подавлен. В деле ему важны эмоции. Не способен работать, если занятие кажется ему скучным. Любое дело может превратить в развлечение, придать ему характер шоу. Очень нервничает и злится, если его обходят в деле или так распределяют материальные средства, что ему достается меньше, чем другим. Из-за этого может и поскандалить.

7. S - сенсорика ощущений

Очень не любит, когда нарушают его комфорт. Опасается за свое материальное благополучие и здоровье. Никогда не поступит в ущерб своим удобствам. Следит за чистотой, соблюдает правила гигиены. Брезглив. Критикует качество продуктов или добротность товаров. Не стыдится своего тела и физиологических процессов в нем. Отличается своеобразным эстетическим вкусом, который не всегда совпадает с общепринятым. Осторожен на природе. Не станет первым обживать неизвестное место. Консервативен в своих привычках в быту. Другая его крайность - безразличное отношение к своему внешнему виду.

8. E - этика эмоций

Его работоспособность сильно зависит от настроения. В приподнятом настроении берется даже за тяжелую работу. Но если настроения нет, то даже весьма важная работа остается не сделанной. Энергичен в тех делах, которые можно сделать сразу. Если быстрой отдачи нет, а работать приходится много и напряженно, то скоро остывает и ищет другое направление для своих усилий. Возбуждение и азарт повышают его работоспособность. Создает вокруг себя атмосферу праздника, застолья. Свои лучшие дела совершает в неформальной обстановке. Рассеивает свою энергию в разных направлениях: занимается несколькими делами сразу, легко переключаясь с одного на другое. Если круг увлечений продолжает расти, то результативность падает.

Внешние признаки

СЭЭ заметен в первую очередь по фигуре и чертам лица. Часто имеет полную, объемную во всех частях тела фигуру. Особенно ярко это проявляется у женщин. Из-за этого СЭЭ производит впечатление некоторой "неукротимой" массы, При взгляде на лицо СЭЭ в первую очередь обращает на себя внимание мягкий, иногда плаксивый рот, а также нервные губы, уголки которых часто сильно опущены вниз. Из-за этого в зрелом возрасте образуются боковые вертикальные складки кожи вокруг рта. Форма лица - овальная, сглаженная, без выступающих частей. Глаза - подвижные, юркие, скользящие по поверхности людей и предметов, ощупывающие пространство. Посажены глаза обычно не глубоко. Иногда наблюдается утяжеленная нижняя часть лица. Два подтипа СЭЭ - сенсорный и этический - различаются по характеру движений и походке. Этический вариант СЭЭ - быстрый, непоседливый, дерзкий. Сенсорный вариант спокойный, размеренно и уверенно движущийся. Наблюдая за его передвижениями в течение некоторого времени, вы можете придти к ощущению "вязкой, тягучей массы", "шарика ртути". Одежда СЭЭ обычно выделяет его из окружающей толпы. За модой следит, но нельзя сказать, что бездумно копирует. Одевается так, чтобы обратить на себя внимание окружающих. В своем внешнем виде всегда уверен, поэтому позволяет себе порой самые оригинальные наряды, сразу бросающиеся в глаза (женщины).

Манера общения

Основной признак, позволяющий определить СЭЭ по манере общения, - бурная ответная реакция, когда его пытаются подчинить каким-либо правилам, ограничить его активность. Ведет себя в таких случаях очень напористо, дерзко. СЭЭ очень раздражается, когда его критикуют за капризы, нелогичные поступки, пытаются выяснить причину его поведения. Очень самоуверен, с логическими доводами не считается. В общении смело проявляет свои чувства. Может открыто, в глаза высказать свои симпатии - антипатии. Чувства очень гибкие, переменчивые. Может поругаться с человеком. уйти, хлопнув дверью, но через некоторое время вернуться и помириться, как ни в чем не бывало. Периодически у СЭЭ наступают минуты расслабленности и задумчивости. Любит в такие минуты погрустить, пожаловаться, что его не понимают, что в действительности он не такой, каким кажется окружающим. Взгляд при этом устремляется вдаль, глаза покрываются поволокой, затуманиваются. В компании стремится вызвать у людей положительные эмоции. Развлекать других не любит, но с удовольствием поддерживает атмосферу свободного, абсолютно раскованного общения. Общителен, любит поговорить о чем угодно. Часто имеет привычку долго болтать по телефону. Дома в кругу друзей свое настроение переносит на окружающих. Если у него плохое настроение, то всем плохо, если же веселое, то может натворить все, что угодно.

Особенности поведения

Главная особенность поведения СЭЭ, которая становится хорошо заметной спустя некоторое время наблюдения за ним, - это умение манипулировать чувствами людей. Когда ему нужно, всеща умеет обратить на себя внимание окружающих. Причем делает это открыто, без тени смущения. Обладает, как правило, большим количеством знакомств. Сам порвать надоевшие отношения не всегда может, поэтому круг его знакомств постоянно расширяется. Везде действует в соответствии с имеющимися возможностями. За нереальные с его точки зрения дела никогда не берется. Характерна его тактика в решении проблем: пытается их решить сходу, с наскоку. Хочет получить быстрый результат своей работы. Если этого нет, то желание работать пропадает. Не может заниматься долго одним и тем же. Неусидчив. Скучает редко, умеет всегда найти себе Занятие по настроению. В быту ведет себя беспечно. Забывает выключать бытовые приборы. Блюда, которые не требуют постоянного присутствия во время их приготовления, часто подгорают (женщины). Склонен проявлять нежность к животным. Умиляется птичками, симпатичными кошками или собаками, если встретит их на улице. Однако в доме их не держит из-за соображений чистоты и гигиены.

Рекомендации

Ваша сильная сторона - решительность и предприимчивость. У Вашего типа личности часто присутствует склонность к лидерству. Вы не боитесь взять на себя инициативу руководства людьми для решения крупных задач. Вы всегда уверены в себе.
Вы умеете постоять за себя, отстоять свой авторитет от несправедливых нападок. Вы активно заботитесь о насущных интересах своих близких, чтобы обеспечить им хороший уровень жизни. Своими деловыми, организаторскими способностями Вы привлекаете внимание людей к себе. У Вас большой круг знакомых, среди которых Вы пользуетесь уважением и доверием. Хорошо чувствуя деловые качества людей.
Вы умеете правильно использовать их в интересах дела. Ваши чуткость и обаяние позволяют Вам приобретать себе друзей и завоевывать симпатии окружающих. Ваши многочисленные друзья и знакомые готовы многое сделать для Вас. В жизни у Вас возникают трудности из-за того, что в потоке дел, которыми Вы занимаетесь, Вам не всегда удается отделить главное от второстепенного. Это ведет в конечном итоге к напрасной трате сил и переутомлению. Вам нужно развивать в себе усидчивость и терпение. Старайтесь доводить начатое до конца, прежде чем браться за что-то новое.
Не пытайтесь каждое дело решать немедленно, наскоком. Будьте последовательны, используйте разные пути и подходы к решению трудных проблем. Больше занимайтесь самообразованием, повышайте свою теоретическую подготовку. Это позволит Вам избежать обвинений в некомпетентности и укрепит Ваш авторитет. Концентрируйте свое внимание на крупных проблемах, не тратьте энергию на незначительные дела и споры по пустякам.
Не принимайте поспешных решении, стремитесь проанализировать обстановку в целом, прежде чем действовать. Проявляйте больше объективности в оценке заслуг каждого человека. Субъективность Ваших оценок может привести к нежелательным ситуациям в коллективе. Еще одна проблема связана с тем, что Вы слишком болезненно воспринимаете критику в свой адрес. Будучи человеком ранимым и обидчивым.
Вы остро реагируете на безобидные замечания, что осложняет Ваши отношения с людьми. Вы склонны к чрезмерно высокой оценке своих физических и интеллектуальных способностей. Более критично оценивайте свои потенциальные возможности, ведь переоценка сил может привести Вас к нервному или физическому истощению.
Проявляйте большую разборчивость в своих знакомствах с людьми, чтобы избежать опасности быть скомпрометированным. Воспитывайте умеренность в своих желаниях. Помните, что нельзя объять необъятное. Чтобы избежать угрызений совести, старайтесь не ронять свое достоинство даже в интересах дела.

*Гуленко В.В., Молодцов А.В. - Введение в соционику

3) Описания типов личности по Вайсбанду*

Сенсорно-этический экстраверт - "Наполеон"

1. Гордится своим влиянием на людей, их любовью и уважением, популярностью, с удовольствием ведет за собой, смел и категоричен в эротике, но осторожен в отношениях с объективным миром, недоверчив к новым научным идеям и вообще ко всему объективному. Его совесть чиста только тогда, когда он манипулирует людьми, а не объективным миром.

2. Беспокойная активность, жадность к практической деятельности. Не только не скрывает своих чувств, но наоборот, ими гордится. Сравнительно легко, если это отвечает его внутреннему настроению, высказывает свое восхищение. И словами, и взглядами. Он всегда за полноценную любовь - и физическую, и психическую, если только это ему нужно. Даже когда чувство кратковременное, очень хорошо знает, чего хочет от объекта любви, не склонен приспосабливаться, а только диктовать. Высокомерен. Оптимистичен. Перед сложной ситуацией не робеет, а старается решить ее сразу же по месту.

3. Много внимания уделяет эстетике окружения, порядку. Чаще всего обладает врожденным вкусом, умеет хорошо одеваться и того же требует от окружающих. Внимателен к физическим данным партнера. Во всей своей деятельности очень инициативен. А вот чувства меры, для измерения содеянного не имеет. Постоянно не уверен, что сделал все, что мог.

4. Жизнь его отравляют требования близких обдумывать свою деятельность, вести себя умно. Он этого не переносит, такое требование выводит его из себя, он и вправду перестает считаться с логикой. Поступает умно и логично до тех пор, пока этого от него не требуют, пока его "уважают" и с ним "считаются". Нельзя спорить с его логикой. Повлиять на него можно только противопоставляя его целям другие, более благородные и труднее достижимые.

5. Инициативность и деловитость настолько велики, что никакая критика, даже постоянное ворчание его дополняющего, которым осуждается почти каждое проявление активности, не портит настроения. Даже наоборот критика успокаивает, показывает, что он сделал и делает достаточно много, что его деятельность замечается.

6. Благодаря своей инициативности и требовательности довольно часто разочаровывается в объектах своих чувств. Те оказываются "не такими", не достаточно понимающими порывы их души. А суть в том, что нужен человек, к которому можно приспособиться, не приспосабливаясь. Если рядом нет такого - проказничает, чтобы его привлечь.

* И.Д. Вайсбанд Рабочий материал по соционике. 1986.

4) Описания типов личности по Панченко*

Сенсорно-этический экстраверт - "Наполеон"

Самая сильная функция - экстратимная сенсорика - делает этот тип чрезвычайно стремящимся к власти и славе. Инициативен, демонстративен, обладает врожденным эстетическим вкусом. Большое значение придает физическим данным партнера. Интратимная этика, являясь творческой функцией, позволяет этому типу прекрасно ориентироваться в сфере отношений и манипулировать чувствами других людей. Не скрывает своих чувств, гордится ими. Общителен, говорлив, стремится быть в центре внимания любой компании. Ролевая функция - экстратимная интуиция - побуждает периодически казаться грустным, разочарованным, непонятым, философичным. Интратимная логика, как болевая точка, обусловливает высокую ранимость в ситуациях, требующих логичного, уравновешенного, конгруэнтного поведения. Внушаем по интратимной интуиции. С благодарностью прислушивается к советам, оправдывающим его повышенную активность, как бы предотвращающую возможные провалы и опасности в будущем. Шестая функция - экстратимная логика. Для него необходимо, чтобы партнер позаботился о выполнении будничных рутинных дел, проработал за него детали, довел до конца начатое дело. Седьмая функция - экстравертная сенсорика - делает этот тип бесстрастно обсуждающим вопросы, связанные с комфортом, физическим самочувствием, пока это не задевает его сенсорно-этических устремлений. По восьмой функции - экстратимной этике - старается быть внимательным и корректным к эмоциям партнера.

*Панченко А.Л. "Алгоритм развивающего валеологического рефрейминга", Алтай, 1992 г.

5) Женский тип: Лолита

Постоянство разнообразия: Сенсорно-этический экстраверт
Псевдонимы: "Цезарь", "Политик"
Наш вариант: "Лолита"
Сочетая в себе прямодушие и лукавость, грацию и вульгарность, серую хмурь и розовую прыть, Лолита, когда хотела, могла быть необыкновенно изводящей девочкой. Владимир Набоков, "Лолита"
Политички не позволяют себе выглядеть плохо (точнее, хуже других). Они обладают, как правило, приметной фигурой и, что не менее характерно, живым взглядом и естественным чувством юмора. (Только им самим известно, какой ценой достигается эта "легкость необыкновенная"...). Демонстративно подчеркивая равнодушие к быту, тем не менее, в одежде стремятся к своеобразной элегантности. Предпочитают насыщенные тона фиолетового, красного, черного. Избегают оттенков зеленого и желтого цветов. Уделяя одежде достаточно внимания, не преминут (в определенной ситуации) покрасоваться и вовсе без нее.
Проблемы знакомства с ними не существует: Цезарина сама "выйдет" на вас (особенно, если вы отличаетесь умом и... сексуальностью). При встрече старайтесь выглядеть мужественно и ни на что не жаловаться: Лолита не любит больных и несчастных. Она многое решает самостоятельно и не согласится на приход "разнообразных не тех", равно как и на попытки "дружб ненужных". Зато, используя "нужные дружбы", Цезарина успешно поднимается по социальной лестнице. Удачлива в сфере обслуживания, шоу-бизнесе, журналистике, адвокатской практике.
Вопреки законам физики, поклонники у Лолиты появляются из ничего и впоследствии не исчезают бесследно, а переходят на другие роли. Официальному спутнику жизни Политички надо быть готовым к тому, что он никогда не будет единственным. Бессмысленно "страдать иль возмущаться" — Цезарина свято верит, что рядом с большой любовью уживаются средняя и даже несколько маленьких. Жизненное кредо Цезарины: "с глаз долой — из сердца вон". Она проявляет завидную гибкость в отношениях: любит одного, встречается с другим, знакомится с третьим... Впрочем, она способна и на длительные отношения, но придется смириться с тем, что они могут длиться не только с вами.
Политичка может стать хорошей супругой, если: а) постоянно отмечать ее высокие достоинства; б) оправдывать ее финансовые ожидания; в) не ограничивать ее свободу. Беда в том, что свободу она понимает слишком широко... Лолита равнодушна к "официозу", поэтому никогда сама не сделает шага в сторону загса (ни для брака, ни для развода). Более того, она совершенно естественно (для себя) может вмешаться в чужую судьбу, разрушив чью-нибудь семейную идиллию.
Как представитель своей квадры, любит секс вообще. Как все сенсорики, предпочитает визуальный контакт (точнее, свет — полумраку). Отличная сексуальная партнерша: напоминает хорошего спортивного судью, который незаметен на поле, но уверенно ведет игру. Недостаток основательности с лихвой компенсирует опытом и изобретательностью, сторонница оригинального секса. Успехом считает, в первую очередь, удовлетворение партнера, причем к этой цели готова идти любым путем. Но при всей внешней раскрепощенности ее отношение к сексу не только не отдает цинизмом, а даже сдобрено изрядной порцией романтики... Секс рассматривает и как средство и как конечную цель. Способна на яркие выяснения отношений, нередко с рукоприкладством, причем последнее может плавно перерасти в более приятные формы общения. (А вот посуду не бьет — жалеет...)
О своих чувствах рассуждает неохотно, предпочитая словам действие и результат... Типичная фраза — намек партнеру, чтобы он лишний раз подтвердил ее "высокий уровень", или эмоциональная реплика типа "Какой ты недогадливый!". Лолита не может отделаться от желания как-то систематизировать разнообразие воспоминаний и ощущений (благо материала достаточно!) и описать свой сексуальный опыт в виде стройной системы "аморальных принципов". Таким образом, могут появиться "дневники", "таблицы", "списки" — целая теория эротики (очень напоминающая практику).
Проблем с расставанием, как и со знакомством, почти не будет, хотя нужно учесть и некоторые тонкости. Холостым выстрелом, например, прозвучит ваше признание в измене — Цезарина лишь понимающе улыбнется и поинтересуется подробностями. А "достать" ее можно, переведя отношения в состояние неопределенности. Она очень этого не любит и тут же начнет подыскивать претендента с более стабильными характеристиками. Бесполезно звонить ей по телефону и объяснять, как она вам дорога — реакция будет минимальной. Не впечатлят Лолиту и полные драматизма фразы: "мы всегда будем вместе!" или "мы расстаемся навсегда!" Кстати, расстаться навсегда вряд ли удастся: Политичка, как никто в соционе, способна поддерживать дружеские отношения с бывшими сексуальными партнерами.

Юрий Симонов, Александр Немировский "Как искать спутницу жизни"
*Взято с сайта your-ideal.com


6) Ребёнок-Наполеон

Сенсорно-этический экстраверт - "Политик" (ESFP)

Очень подвижные, непоседливые дети. В компаниях сверстников, в классе обычно на виду, любят привлекать к себе внимание. Довольно непредсказуемы в поведении: у них часто меняется настроение и отношение к другим; они легко ссорятся и так же легко мирятся; бросают прежние увлечения и друзей и заводят новые.
Не очень обязательны и последовательны, на них трудно положиться. Оправдываясь, могут приврать, причем очень убедительно и ничуть не смущаясь. В играх, спорах и конфликтах обычно принимают сторону более сильного, так как хорошо чувствуют расстановку сил в группе.
Любят спорт, особенно подвижные игры, гимнастику: имеют хорошую реакцию, глазомер; очень азартны и увлекают других своим примером. Могут быть втянуты в сомнительные компании, но умеют в ответственный момент вовремя уйти и избежать риска и наказания.
Учатся без особого энтузиазма, иногда могут отлынивать и сбегать с уроков, предпочитая им сенсорные удовольствия (поиграть в футбол или искупаться в речке). Довольно практичны, любят что-то обменивать, продавать и покупать, проявляя при этом предприимчивость, изобретательность и хорошие дипломатические качества. Умеют быть заводилами и играх, развлекать других шутками и подкалываниями и умело защищаются от нападок других.

*Взято с сайта http://www.socionics.spb.ru

7) Подросток-Наполеон

Эпилептоидный тип

С первых лет такие дети могут подолгу, многими часами плакать, и их невозможно бывает ни утешить, ни отвлечь, ни приструнить. В детстве дисфории (Дисфория — эмоциональная подавленность, расстройство.) оборачиваются капризами, стремлением нарочито изводить окружающих, хмурой озлобленностью. Рано могут обнаружиться садистские наклонности. Такие дети любят мучить животных, исподтишка избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина, устанавливающего свои правила игр и взаимоотношений, диктующего всем всё, — и всегда в свою пользу. Можно также видеть недетскую бережливость в отношении одежды, игрушек, всего "своего". Любые попытки покуситься на их ребячью собственность вызывают крайне злобную реакцию.
В первые школьные годы выступает мелочная скрупулезность в ведении тетрадей, всего ученического хозяйства, но эта повышенная аккуратность превращается в самоцель и может полностью заслонить саму учебу.
В подавляющем большинстве случаев картина эпилептоидной психопатии развертывается лишь в период полового созревания от 12 до 19 лет.
Аффективные "разряды" могут быть следствием дисфории — подростки в этих состояниях ищут повод для скандала, но аффекты могут быть и плодом тех конфликтов, которые возникают у эпилептоидных подростков вследствие их властности, неуживчивости, жестокости и себялюбия. Повод для гнева может быть мал и ничтожен, но он всегда сопряжен с хотя бы незначительным ущемлением интересов. В аффекте выступает безудержная ярость, циничная брань, жестокие побои, безразличие к слабости и беспомощности противника, неспособность учесть его превосходящую силу. Эпилептоидный подросток способен в ярости ударить по лицу наотмашь престарелую бабку, столкнуть с лестницы малыша, показавшего ему язык, броситься с кулаками на заведомо более сильного обидчика. В драке обнаруживается стремление бить соперника по гениталиям.
Инстинктивная жизнь в подростковом возрасте оказывается особенно напряженной. Сексуальное влечение эпилептоидов пробуждается с большой силой, однако свойственная им повышенная забота о своем здоровье, страх "заразы" до поры до времени сдерживают случайные связи, заставляют отдавать предпочтение более или менее постоянным партнерам. Любовь у представителей этого типа почти всегда бывает окрашена мрачными тонами ревности. Измен, как действительных, так и мнимых, они никогда не прощают; невинный флирт трактуется как тяжкое предательство.
Реакция эмансипации у эпилептоидных подростков нередко протекает очень тяжело. Дело может доходить до полного разрыва с родными, в отношении которых выступает крайняя озлобленность и мстительность. Эпилептоидные подростки не только требуют свободы, самостоятельности, избавления от власти, но и "прав" на свою долю имущества, жилища, материальных благ. При конфликте с матерью и отцом они могут держаться за бабушек и дедушек, которые их балуют, о них заботятся, им потакают. В отличие от представителей других типов, они не склонны переносить реакцию эмансипации с родителей на всё старшее поколение, на существующие обычаи и порядки. Наоборот, перед начальством они бывают готовы на угодничество, если ждут поддержки или какой-нибудь выгоды.
Тяга к группированию со сверстниками тесно сопряжена со стремлением к властвованию, поэтому охотно выискивается компания из младших, безвольных, не способных дать отпор. В группе такие подростки стремятся установить порядки, выгодные для них самих. Симпатиями они не пользуются, и их власть держится на страхе. Они чувствуют себя нередко на высоте в условиях жесткого дисциплинарного режима, где умеют угодить начальству, добиться определенных преимуществ, завладеть постами, дающими власть, установить диктат над другими и использовать свое положение к собственной выгоде.
Реакция увлечения обычно бывает выражена достаточно ярко. Почти все эпилептоиды отдают дань азартным играм. В них пробуждается почти инстинктивная тяга к обогащению. Коллекционирование их привлекает также прежде всего материальной ценностью собранного. В спорте заманчивым кажется то, что позволяет развить физическую силу. Подвижные коллективные игры даются им плохо. Совершенствование ручных навыков, особенно, если это сулит материальные блага (прикладное, ювелирное искусство), также может оказаться в сфере увлечений. Многие из них любят музыку, пение и, в отличие от истероидов, охотно занимаются ими наедине, получая от своих упражнений определенное чувственное удовольствие.
Самооценка эпилептоидных подростков носит однобокий характер. Как правило, они отмечают в себе отсутствие застенчивости и склонность к ревности, к мрачному расположению духа, а также свои соматические особенности: крепкий сон и трудность пробуждений, желание сытно и вкусно поесть, силу и напряженность сексуального влечения. В отношениях же с окружающими они представляют себя более конформными, чем они есть на самом деле.

Материал взят из книги Е.С.Филатовой "Соционика для всех"

8) Подтипы.

Тактик.

Имеет характер лидера. Уверен в себе, смел и активен. Гибкий тактик, быстро ориентирующийся в изменчивой ситуации и проявляющий изобретательность по ходу развития событий. Энергичен, общителен, умеет завязывать полезные контакты. Поскольку ему бывает трудно правильно оценивать способности и возможности людей при решении конкретных задач, это часто становится причиной его сомнений и колебаний, которые он предпочитает не демонстрировать окружающим. Может руководить большим коллективом; решителен в экстремальных ситуациях и быстро находит методы для стабилизации обстановки.
Стремится к практической деятельности, предпочитает ближайшие конкретные цели, приносящие реальную пользу. Старается повышать свою компетентность в делах для поднятия престижа и укрепления своего положения. В интересах дела может оказывать сильное давление на партнеров, проявлять излишнюю требовательность и настойчивость. Победа всегда должна доставаться ему. Несмотря на разбросанность интересов, старается наиболее важные дела доводить до конца.
Не признает строгого регламента, предпочитает иметь свободу действий. Не любит однообразия. Из-за склонности к раздражительности может впадать в депрессию. Однако от рутины и скуки быстро устает и тогда стремится к переменам и новым впечатлениям. Активен и подвижен, постоянно старается быть в курсе текущих событий.
Осторожен в новых делах, так как не всегда хорошо чувствует перспективу их развития. Недоверчив к новым, не испытанным на практике идеям. Стремится понять общие закономерности интересующих его вопросов, трезво проанализировать ситуацию. Собирает нужную информацию, устанавливает необходимые связи, советуется с более компетентными людьми. Идет на риск только хорошо все взвесив. После этого начинает действовать быстро и решительно. Обладает сильной волей, выдержкой и упорством в преодолении трудностей, но в интересах дела способен к временным компромиссам.
Имеет сложный, проблемный характер. Требует, чтобы с ним считались, признавали его авторитет, уважали за деловые и человеческие качества. Болезненно реагирует на критику, тяжело переживает свои ошибки. Обидевшись на кого-либо, не воспринимает советы и даже может поступить наоборот. Очень раним и недостаточно самокритичен, поэтому лишь похвала его достоинств и способностей может стимулировать его к активной деятельности.
Эмоционален, порывист, из-за частой смены настроения бывает непредсказуем в поведении: то артистичен и демонстративен, то насторожен, колюч и задирист. Свое настроение передает окружающим: если оно хорошее, может заразить всех своим оптимизмом, развеселить оригинальными выходками и увлечь на любые дела и развлечения; если же плохое - предпочитает уединяться либо общаться с людьми, которые могут проявить внимание и сочувствие. В такие минуты он склонен излишне драматизировать события.
Смело проявляет свои чувства, умеет делать комплименты. Правда, в воспитательных целях он чаще критикует, чем хвалит, но старается делать это в полушутливой форме. Вследствие его впечатлительности, а также противоречивости характера внутреннее равновесие дается ему с большим трудом. Ему нелегко сохранить стабильные отношения с людьми. В душе он максималист и ожидает большего, чем может получить. Поэтому, склонен часто разочаровываться в объектах своих симпатий.

Коммерсант.

Имеет хорошие организаторские способности, cклонен расширять круг своих знакомых и поле деятельности. Очень любознателен. Стремится быть в курсе различных событий, любит блеснуть при случае своей информированностью. Интересуется новыми подходами в решении различных проблем и охотно их пропагандирует. Способствует внедрению новых идей в практику. Пользуется авторитетом и влиянием. Целеустремлен, но гибок в отношениях. Предпочитает договариваться на взаимовыгодных условиях.
Проявляет размах в своих начинаниях. Возникающие проблемы предпочитает решать сразу, иначе потом может отвлечься и остыть к ним. Склонен браться за много дел сразу, но не все ему удается довести до конца из-за недостатка времени, потери интереса или настроения. У него плохо развито чувство меры, хочет сделать больше, чем это возможно. Распыляя свои силы на второстепенные дела, может упустить более важные и нужные. С трудом улавливает общие закономерности и тенденции, поэтому может браться за рискованные предприятия. Внедряет свои проекты в жизнь с большим энтузиазмом. Потерпев поражение, не падает духом и скоро находит новое применение своим способностям.
Менеджер, обладающий хорошими дипломатическими способностями. Умеет уговорить и мобилизовать людей, вдохновить их на новое дело либо настроить против того, что препятствует его интересам. Обычно хорошо ладит со всеми. В общении вежлив, обходителен, мягок и любезен. Не скупится на комплименты. Располагает к доверию, создает атмосферу интимности и задушевности. Ссоры старается не доводить до серьезной развязки, может вовремя сдержаться. Его демократичная манера поведения, непринужденность и личное обаяние помогают ему завоевывать симпатии окружающих.
В обществе часто находится в центре внимания. Любит рассказывать и обсуждать новости. Умеет развлечь собеседников. Нуждается в восхищении и признании, это стимулирует его к еще большей активности и предприимчивости. Несмотря на то, что он производит впечатление человека откровенного и искреннего, эта откровенность имеет пределы, за которые он никого не допускает. Его настоящим доверием пользуются немногие.
В делах практичен, расчетлив. Всегда знает, чего хочет. Советуется больше формально, решения принимает самостоятельно. Неэкономен в мелочах, но проявляет осмотрительность в крупных тратах материальных ресурсов. В быту аккуратен, охотно занимается хозяйственными проблемами. Требует от близких чистоты и порядка. Следит за здоровьем и наружностью. Эстет, любит со вкусом одеваться, ценит уют и комфорт, очень внимателен к близким, постоянно о них заботится.

*Взято с сайта http://ru.laser.ru

9) Знаменитости, принадлежащие данному социотипу:
По Е.С.Филатовой:
М. Горбачев, Р. Горбачева, П. Грачев, А. Пугачева, Н. Гундарева, М. Ганапольский, В. Пельш, И. Макарова, Э. Тэйлор, Ф. Меркьюри.
Hosted by uCoz