Вернуться на главнуюИЛЭ "Дон Кихот"

  1. Описание по Стратиевской
  2. Описание по Гуленко
  3. Описание по Вайсбанду
  4. Описание по Панченко
  5. Женский тип
  6. Ребёнок-Дон Кихот
  7. Подросток-Дон Кихот
  8. Подтипы: Изобретатель, Искатель.
  9. Знаменитости
1) Описание по В. Стратиевской

Интуитивно-Логический Экстраверт ("Дон Кихот").

Блок ЭГО * 1-я позиция * Программная функция * "Интуиция возможностей"

Для Дон-Кихота изучение любого предмета — это в первую очередь изучение открывающихся перед ним перспектив. Умение увидеть возникающие в любой области новые возможности — сильнейшая и характернейшая его черта.
Дон-Кихот — мечтатель и фантазер, увлекающийся своими идеями и увлекающий ими других. Безучастность окружающих к его собственному замыслу воспринимается им крайне болезненно. Его раздражают люди, не умеющие и не желающие мечтать. Приземленные "реалисты", воспринимающие его мечты как пустые и никчемные фантазии, рискуют обрести в его лице ярого и непримиримого противника.
Мысль и фантазия для Дон-Кихота — две вещи неразделимые. Размышляя, Дон-Кихот фантазирует, фантазируя — размышляет.
Представители этого типа проявляют феноменальные способности в самых различных областях интеллектуального творчества, генерируя идеи, высказывая гипотезы, на несколько столетий опережающие достижения современной им эпохи.
Трудно переоценить их вклад в развитие интеллектуальной деятельности общества. Выдающиеся представители этого типа по праву считаются основоположниками многих научных направлений.
Открывать новые горизонты и новые перспективы во всех областях научной, творческой и общественно-политической деятельности — таково их высшее предназначение.
Поражает способность Дон-Кихотов с непостижимой быстротой понимать самую суть вещей. Менее всего Дон-Кихот нуждается в том, чтобы ему "раскладывали по полочкам" объясняемое. Чрезвычайно раздражается, когда его принимают за тугодума. Чаще всего сам "регулирует темпы" восприятия нового материала: подсказывает собеседнику, что все сказанное он уже понял, и можно продолжать изложение. Постигая смысл нового явления, он уже размышляет о возможностях его применения. В детстве, в школьные годы представитель этого типа часто производит впечатление ученика, мыслями отсутствующего на уроке. Причем учитель, как правило, менее всего догадывается, что смысл нового материала ученик давным-давно понял; и теперь лишь самостоятельно его обдумывает, отключившись от раздражающих его объяснений, рассчитанных на "туго-думных идиотов" и тормозящих его собственную творческую мысль, несравнимо более важную и интересную, чем примитивные примеры школьного учителя.
Едва успев открыть для себя новые возможности, Дон-Ки-хот начинает активизировать окружающих на новые и оригинальные проекты. Причем и сам активно участвует в их разработке, впоследствии допуская к их реализации и других.
Не любит подолгу застревать на одном и том же проекте, на одной и той же идее, но было бы ошибкой считать его человеком неустойчивых интересов. Дон-Кихот теряет интерес к своему проекту только в нескольких случаях: если уже не видит никаких возможностей для его реализации или если реализация этого проекта входит в свою завершающую фазу, а в это время на его пути оказывается новая, более перспективная идея.
Для Дон-Кихота весьма характерно быстрое переключение на новые, более интересные проекты. В его понимании нецелесообразно тратить время на то, что почти до конца уже продумано, в то время как постоянно расширяются горизонты новых возможностей, открывающие доступ к новым идеям и теориям.
Увлекаясь чем-либо, Дон-Кихот не способен отвлекаться на другое занятие. Поэтому мало сказать, что он предпочитает заниматься только тем, что ему интересно, —Дон-Кихот не в состоянии заниматься тем, что ему не интересно. Можно с уверенностью утверждать, что вынужденное обучение какому-нибудь обязательному предмету для любого из представителей этого типа — мучительная пытка и прямое насилие над самим собой.
Интуиция и вдохновение — его подлинные и тщательно оберегаемые ценности. В любой ситуации Дон-Кихот отстаивает свое право действовать так, как подсказывают ему интуиция и вдохновение.
Всевозможные инструкции, руководства, директивы и циркуляры — определенно не для него. График работы в его понимании — это насилие над вдохновением. С какой стати он должен генерировать свои идеи в какие-то определенные часы?!
Будучи увлеченным своей работой, Дон-Кихот способен проявлять исключительное усердие и чудеса работоспособности, но в тот период, когда идея еще не созрела и только обдумывается, Дон-Кихот может производить совершенно ошибочное впечатление человека, изнывающего от безделья. На самом же деле, где бы он ни находился и с кем бы ни общался, спит он или бодрствует, его мысль способна уловить любой, казалось бы, самый незначительный импульс, который, возможно, мог бы заинтересовать Дон-Кихота, а в дальнейшем найти отражение в его идеях, гипотезах, теориях и проектах.
Любая новая информация может стать источником неистощимого вдохновения Дон-Кихота. Его интеллектуальное творчество — это постоянный и непрерывный процесс. Если Дон-Кихот хотя бы на полчаса или на час перестал генерировать идеи — значит он либо заболел, либо переутомился. В любом случае это очень тревожный симптом.
Дон-Кихот — это всегда дерзкая фантазия в сочетании с неутомимым и пытливым умом. Смело разрушая все отжившие и нежизнеспособные системы, он раздвигает перед современниками горизонты будущего, считая своим долгом уже сегодня размышлять о проблемах, которые возникнут перед человечеством завтра.
Идеи, теории и проекты, в мире которых живет и существует Дон-Кихот, при всей своей кажущейся фантастичности лично ему представляются реально осуществимыми и ни в коем случае не оторванными от действительности, поскольку основаны нереальной информации» на понимании реальной сути вещей. В силу этих причин многие представители этого типа считают себя истинными реалистами и категорически не согласны с тем, чтобы о них отзывались как о наивных фантазерах и пустых мечтателях.
Дон-Кихот имеет обыкновение щедро раздаривать свои идеи. И чем щедрее он их раздаривает, тем больше их генерирует. А поскольку Дон-Кихот лучше чем кто-либо другой понимает, что невозможно объять необъятное, он скорее согласится с тем, чтобы его идею разработал и запатентовал кто-нибудь другой, чем позволит своему "детищу" погибнуть на корню, так и не развившись в сколько-нибудь серьезный проект. Поэтому лучшее, что может желать для себя Дон-Кихот-теоретик, — это получить возможность руководить научным коллективом, разрабатывающим широкомасштабные и перспективные проекты.
Идеи Дон-Кихотов, как правило, рассчитаны на то, чтобы осчастливить все человечество или хотя бы какую-то его часть — именно поэтому Дон-Кихоты выглядят в глазах современников наивными мечтателями. История подтвердила возможность реализации практически всех идей Дон-Кихотов, а то обстоятельство, что не всякая их теория удачно реализовалась, объясняется отдельными просчетами как самих Дон-Кихотов, склонных по мере возможности игнорировать факты, неблагоприятные для популяризации развиваемой ими теории, так и просчетами реализаторов их теорий, нередко переиначивающих идеи Дон-Кихотов в своекорыстных целях.
Круг интересов Дон-Кихота чрезвычайно широк. Причем, незаурядная эрудиция поразительным образом сочетается с исключительной глубиной познаний в самых различных и подчас не связанных друг с другом областях. В интеллектуальном плане Дон-Кихот живет очень широко и насыщенно. Он берет от жизни все самое интересное и самое замечательное, а взамен щедро одаривает ее плодами своего творчества, которых и современникам с избытком хватает, да еще и потомкам немало останется.
Многие представители этого типа наделены великолепной памятью на цифры и исторические даты. В любую минуту с поразительной точностью могут они процитировать отрывок из какого-нибудь литературного произведения или научного труда, могут совершенно свободно воспроизвести по памяти любые энциклопедические данные ("Ходячая энциклопедия").
Любая новая информация, новые методы, новый подход, новые возможности воспринимаются Дон-Кихотом с огромным энтузиазмом. В силу своего оптимизма он часто рассчитывает на предполагаемый наилучший ход событий. Часто думает о том, что должно быть, или о том, что могло бы быть, а не о том, что есть на самом деле. Реальность вносит в его рас-счеты свои коррективы, но, к сожалению, не всегда своевременно.
Дон-Кихот наделен свойством мысленно отрываться от реальности, поскольку фантазия и вдохновение могут овладеть им в любое время и в любом месте. Этим же объясняется и его рассеянность, из-за которой он не только может забыть, где находится та или иная вещь, но и где находится он сам. Дон-Кихот может не услышать, что к нему кто-то обращается, не увидеть, что рядом с ним вообще кто-то находится. Он может улыбаться собственным мыслям, разговаривать или спорить с самим собой. Может забыть поздороваться, потому что в данный момент он вообще не думает о приличиях. (Правила поведения в обществе, равно как и любое другое правило для Дон-Кихота вовсе не является неоспоримой истиной.)
Способен на экстравагантную выходку. Причем экстравагантность для него является не только способом самовыражения, но и возможностью привлечь внимание к своим идеям и теориям.
Его привлекают и интересуют все, кто способен подавать оригинальные идеи, кто умеет видеть необычное в обыкновенном и находить скрытые возможности там, где, казалось бы, ничего уже невозможно изобрести. Все, кто этого не умеют, в его понимании немногого стоят.
Может довольно точно высказываться о характере, способностях и возможностях окружающих его людей (к сожалению, далеко не всегда в деликатной форме). Способен очень точно оценить интеллектуальный потенциал собеседника.
Умеет и любит развивать свои способности. Причем к этому процессу относится очень серьезно. Любая помеха в этом деле воспринимается им как ущемление его собственных прав.
Не любит признаваться в собственных ошибках, поэтому всегда находит объяснения своим неудачам — чаще всего "списывает" их на других. Объясняется это тем, что Дон-Кихот в первую очередь сам себе не прощает собственных просчетов, и потому старается обелить себя в глазах окружающих, чтобы не усугублять собственных страданий их упреками.
Склонен к саморекламе (особенно в молодости) и переоценке собственных возможностей. Но в кругу близких друзей может посетовать на невезение и собственную неудачливость.
В ситуации психологического дискомфорта, особенно в детском и юношеском возрасте, Дон-Кихот уходит от реальной действительности в область полностью вымышленных фантазий, где и пытается творчески реализовать себя: сочиняет фантастические истории про себя и своих друзей, рисует одному ему понятные картины, пишет стихи. Словом, придумывает себе другую жизнь, которая находится как бы по другую сторону реальности. В этой другой жизни у него все складывается самым удачным образом. Более того, она иногда является его главной по сути жизнью. События и персонажи его выдуманной жизни иногда запоминаются ему ярче, чем реальные события. Об этой своей, потусторонней жизни предпочитает никому не рассказывать, разве только самым близким и понимающим его людям — это его глубокая, тщательно оберегаемая тайна.
Для Дон-Кихота очень характерно н неотьемлемо ощущение внутренней свободы и независимости. Поэтому его вторая, "нереальная" жизнь включается как дополнительное жизненное пространство в тех условиях, когда реальность становится невыносимой.
Дон-Кихота нельзя заставить думать "как все", невозможно задвинуть его в рамки условностей, придуманных неизвестно кем, невозможно запретить ему свободно высказываться.
Удобен он окружающим или нет, — он такой, какой он есть. Все остальное — проблема тех, кто с ним психологически несовместим.

Блок ЭГО* 2-я позиция* Творческая функция* "Логика соотношений"
Для того чтобы принять для себя какую-либо систему ценностей, Дон-Кихоту в первую очередь нужно ее логически понять, логически для себя уяснить.
О каждом явлении и "сверх явлении" Дон-Кихот должен иметь четкое логическое представление, в противном случае его начинают одолевать различные суеверия, он будет чувствовать себя очень нехорошо до тех пор, пока не сможет логически себе эти явления объяснить.
Дон-Кихот предпочитает до всего додумываться своим умом. Например, если на экзамене не знает доказательства какой-либо теоремы, —то может без всяких проблем, доказать ее заново, причем своим методом.
Умение мыслить Дон-Кихот считает качеством наиболее ценным как в себе, так и в других. Интеллектуальному творчеству, развитию интеллектуальных способностей придает огромное значение. Будучи преподавателем, считает своим долгом в первую очередь воспитывать у студентов умение мыслить — в противном случае не представляет себе, как сможет что-либо им объяснить.
У Дон-Кихота сильно развито ассоциативное мышление. Причем ассоциации могут быть самыми неожиданными. В своем интуитивном полете мысль Дон-Кихота может уноситься в самые отдаленные и никак не совместимые друг с другом области.
Спор, полемика для Дон-Кихота своего рода интеллектуальное развлечение, возможность порассуждать, высказать свои взгляды, привлечь внимание к своей теории. Никто так не умеет вовлечь в спор или втянуть в дискуссию, как это делает Дон-Кихот. Здесь ему нетравных.
Великолепно провоцирует спор — для этого ему достаточно только порассуждать вслух в многолюдном месте, а все остальное уже довершит экстравагантность его высказываний, как правило, редко оставляющая кого-либо равнодушным.
Не всегда ставит своей целью любой ценой навязать собственное мнение (хотя и будет очень разочарован, если это ему не удастся). Часто вступает в спор не только потому, что процесс спора доставляет ему удовольствие, но еще и для того, чтобы ознакомить "широкие массы" со своими взглядами и идеями.
Выигрывает спор не только благодаря эрудиции, но и благодаря умению выставлять самые неожиданные контраргументы — и здесь ему нет равных. Логика Дон-Кихота настолько свободна, настолько подвижна и гибка, что независимо от уровня собственного образования и невзирая на авторитет и эрудицию своего оппонента, Дон-Кихот может кого угодно поставить в тупик своими контраргументами, может доказать все, что ему только хочется или что ему вздумалось доказать. Может с легкостью сопоставить вещи, которые никому и в голову не придет сопоставлять. А почему бы и нет? А кто сказал, что это нельзя сравнивать? (Иногда тем труднее спорить с Дон-Кихотом, чем он менее образован.)
Новые идеи у Дон-Кихота появляются внезапно, в самый неожиданный момент, в процессе любой деятельности: во время еды, во время разговора, во время прослушивания музыки, просмотра фильма — появляются как результат деятельности его подсознания. Генерировать идеи Дон-Кихот может даже во сне. Причем там же они могут и разрабатываться. Иногда проснувшись, Дон-Кихот вспоминает приснившиеся ему "исходные данные" и размышляет: откуда он их взял? по аналогии с чем они возникли?.. К своим "разработкам во сне" Дон-Кихот относится с исключительной серьезностью, как к вполне реальным проектам.
Любую, самую невероятную идею Дон-Кихот может развить в четко сформулированную и логически выстроенную теорию. Причем на основании имеющихся у него фактов и предположений уже может увидеть и выявить скрытые в этой теории закономерности.
Результат научной деятельности Дон-Кихота часто выражается в создании разнообразных логических структур и классификаций. Причем эти структуры не статичны, а динамичны и гибки, а потому легко модифицируются с появлением новых факторов и обстоятельств.

Блок СУПЕРЭГО*3-я позиция* Нормативная функция* "Волевая сенсорика"
Для Дон-Кихота характерно стремление отстоять и защитить свое право жить так, как ему хочется. Постоянно и повсеместно требует признания своих прав на свободное интеллектуальное творчество вне всяких ограничений. Как свободна его мысль и фантазия, так же должен быть свободен и он. Свободен от всяких условностей, обязанностей, обязательств, претензий — от всего, что мешает его интеллектуальному творчеству.
В свете таких установок у Дон-Кихота возникают серьезные этические и правовые проблемы. Не всякий из его окружения понимает, что в то время как Дон-Кихот целыми днями лежит на диване и смотрит в потолок, в его голове вызревают великие идеи, способные осчастливить все человечество.
В то же время Дон-Кихот не может и не считает нужным отвлекаться от размышления над своими проектами для того, чтобы вспоминать, вымыл ли он за собой посуду, как того категорически требуют окружающие. Его раздражает любое требование окружающих, поскольку отвлекает от гениальных, исключительных и уникальных идей на какие-то бытовые мелочи. (Разумеется, чем мелочнее требования и претензии, тем больше они его раздражают.)
Дон-Кихот борется за право избавить себя от этих раздражителей, оградить себя от них, поскольку вообще не желает сталкиваться с какими бы то ни было помехами на своем творческом пути. Например, его проекты должны приниматься в том виде, в каком он их представляет, причем бесспорно и безоговорочно. Никакой рутинной работы, связанной с их описанием и разработкой, требовать от него нельзя, поскольку это тормозит его творческую мысль и бесполезно расходует его драгоценное время.
У Дон-Кихота часто возникает противоречие между завышенными требованиями, предъявляемыми им к окружающим, и заниженными требованиями, предъявляемыми им к себе. Например, оценивая чужую работу, он не потерпит даже малейших логических просчетов и неточностей, в то время как в своей работе может считать допустимой любую логическую ошибку, утверждая, что она не влияет существенно на суть его теории.
То же самое происходит и в области прав и обязанностей: на своих правах он будет категорически настаивать, не позволяя себе ни малейших ступок. И с такой же неуступчивостью он постарается оградить себя от каких бы то ни было обязательств.
С выполнением обещанного у Дон-Кихота возникают постоянные проблемы: когда он дает обещание, он думает только о том, что он, разумеется, может это сделать, т.е. это в его силах, но он совсем не думает о том, что он будет это делать. Поэтому всякое требование выполнить обещанное Дон-Кихота попросту злит: неужели кто-то всерьез может рассчитывать, что он будет отвлекаться от своих интереснейших дел на какие-то пустяки, которые лично его вообще не интересуют.
Попытка навязать Дон-Кихоту какие-то стабильные обязанности будет воспринята им исключительно враждебно. Воспринята, как чей-то злой умысел: это значит, кому-то не дает покоя его внутреннее желание быть свободным в своих делах, мыслях и планах. Это значит, кто-то его хочет "запрячь", кто-то на нем хочет "воду возить". Вопрос: кто? Кто он, этот злоумышленник? "Злоумышленник" очень быстро находится и ему объявляется война "до победного конца". В число "злоумышленников" может попасть любой человек из его ближайшего окружения. Это может быть его близкий родственник, супруг, приятель, начальник — кто угодно. Бесполезно убеждать Дон-Кихота, что эти требования предъявляются в его же интересах и для его же удобств — разве может кто-то лучше него самого знать его интересы?!
Дон-Кихот, сосредотачивающий все свои силы и помыслы на войне с "ветряными мельницами", — это всегда трагедия, это всегда грустное и неприятное явление. Неисчерпаемая, богатейшая фантазия, кропотливейшим образом собранные "факты", блестяще построенная интрига — все это направляется на то, чтобы "подвести под монастырь" бывшего начальника, довести до инфаркта бывшую тещу, лишить жилплощади бывшую супругу...
Где гениальные проекты, которые когда-то вызревали в его голове? Теперь человечество не скоро будет ими осчастливлено...
Чувство долга (необходимости, ответственности) воспитывается у Дон-Кихота через логическое понимание поступить тем или иным образом и через наблюдение и логический анализ последствий своих поступков. (Хотя ему иногда трудно сосредоточиться на таких наблюдениях.)
С другой стороны, трудно себе представить Дон-Кихота, постоянно сосредоточенного на том, чтобы не доставлять окружающим никаких неудобств и постоянно отвлекающегося на то, чтобы проверить, не забыл ли он помыть за собой посуду и не оставил ли включенным свет в туалете —такой Дон-Ки-хот со временем начинает замечать, что гениальные идеи посещают его все реже и реже. Более того, он замечает, что уже вообще не в состоянии сосредоточиться на интеллектуальном творчестве настолько, чтобы не думать об окружающих его бытовых мелочах. Такой "законфликтованный" Дон-Кихот представляет собой уже другую, хотя и менее проблематичную, но тоже не всегда привлекательную крайность.
Проблемы решаются тогда, когда у Дон-Кихота появляется партнер, деликатно и ненавязчиво распределяющий его права и обязанности. Умеющий сглаживать его конфликты с окружающими, умеющий выражать свои требования в такой форме, которая Дон-Кихоту кажется убедительной, правомерной и необременительной. Именно таким партнером для Дон-Кихота является его дуал (идеально дополняющий его партнер) — сенсорно-этический интраверт, обозначенный в соционике псевдонимом "Александр Дюма".
У сенсорно-этического интроверта ("Дюма") аспект волевой сенсорики находится на позициях наблюдательной функции. Дюма очень тонко и чутко подсознательно наблюдает, как воспринимает партнер предъявляемые к нему требования, какие обязанности он с готовностью берет на себя и каких выполняет. Дюма очень тактично, в свойственной ему особенной мягкой и деликатной манере регулирует этот аспект, одновременно и приспосабливаясь к требованиям партнера, и приучая его считаться с возможностями окружающих.

Блок СУПЕРЭГО* 4-я позиция* Мобилизационная функция* "Этика отношений"
Отношения с окружающими у Дон-Кихота складываются очень нелегко, причем на любой дистанции.
Например, заниженные требования к себе наряду с завышенными требованиями к другим часто воспринимаются его окружением как вопиющая несправедливость.
Привычка завышать собственные способности и одновременно с этим презрительно отзываться об интеллектуальном потенциале других людей также не вызывает особых симпатий.
Буквально на каждом шагу Дон-Кихот создает ситуации, при которых всем присутствующим становится крайне неловко за его поведение, не говоря уже о его ближайшем окружении, часто готовом сквозь землю провалиться отстала за него. Например, такая ситуация (описана А. С. Грибоедовым в комедии "Горе от ума"): Дон-Кихот приходит знакомиться с родственниками своей невесты, во время беседы разворачивает дискуссию на общественно-политические темы и, не сойдясь взглядами с большинством присутствующих, говорит каждому из них пренеприятнейшие вещи. Невеста и ее родственники шокированы как самой ситуацией, так и тем, что их называют "жалкими и ничтожными людьми, неспособными мыслить". В результате помолвка расторгнута, & Дон-Кихот рассуждаете том, как много вокруг недоумков и сволочей.
Такие характерные для Дон-Кихота "неловкости" поведения, как бесцеремонность, навязчивость, бестактность, граничащая с хамством, полнейшее пренебрежение приличиями — все это мелочи по сравнению с теми, действительно серьезными проблемами, которые возникают в процессе его взаимоотношении на более близкой дистанции.
И первая из них заключается в том, что свободу и независимость Дон-Кихот, в основном, признает только для себя, не оставляя за своим партнером иногда даже права на собственное мнение. В условиях чуть усложнившейся этической ситуации он может сразу же поставить партнеру жесткие этические условия, иногда даже в форме ультиматума. Например, уже на начальном этапе знакомства Дон-Кихот может потребовать, чтобы его подруга порвала отношения со всеми своими поклонниками, поскольку желает сразу же оградить ее от всяких посторонних влияний (а заодно и себя от возможных соперников).
Это происходит по причине логического подхода Дон-Кихота к вопросам этики, а также в силу того, что он вообще не видит дистанции между собой и человеком, с которым намеревается близко общаться. Едва успев завязать отношения, Дон-Кихот уже рассматривает своего партнера как часть самого себя — из чего делается "логический" вывод о том, что партнер теперь уже принадлежит ему целиком и полностью. Следовательно, теперь уже никакого права выбора и личной свободы у партнера не остается, равно как и не может быть несовпадения взглядов, поскольку теперь за него решает, думает и выбирает Дон-Кихот.
Посторонний человек еще может иметь некоторую свободу мнений. Это Дон-Кихот вполне может допустить. Но что касается партнера, тут все решается им однозначно: партнер — это уже часть его самого, и следовательно, должен во всем ему подчиняться. ("Партнером" Дон-Кихота можно стать уже через 15 минут после знакомства с ним и именно потому, что он так решил.)
Для Дон-Кихота этическая ситуация тем удобнее, чем меньше она дает предпосылок для возникновения этических проблем. Поэтому в своем стремлении создать беспроблемные (для себя) отношения Дон-Кихот может до крайней степени ужесточить свои требования к партнеру, контролирует его связи, отношения, поведение и образ мыслей.
Впрочем, все вышеописанное происходит, как правило, в условиях психологической несовместимости с партнером (иногда, впрочем, бывает и при нарушении дуального равновесия).
В условиях психологического дискомфорта Дон-Кихот раздражается по любому поводу, постоянно испытывая к партнеру неприязнь и недоверие (разумеется, ничем не обоснованные).
Раздражение и неприязнь к партнеру могут возникнуть у Дон-Кихота и на самом начальном этапе его взаимоотношений. И тем не менее Дон-Кихот будет стараться эти отношения продолжать, развивать и даже настаивать на том, чтобы они были узаконены. Поступая таким образом, он рассчитывает, что со временем сможет создать условия, при которых партнер вынужден будет "переделаться" и приспособиться к его взглядам. Причем, именно супружество как раз и представляется ему таким условием. Кроме того, вследствие проблематичной коммуникабельности у Дон-Кихота всегда трудно складываются отношения с окружающими, и он это знает, к этому привыкает и считает такие отношения нормой.
Дон-Кихоту нравится прилюдно разворачивать диспут на этические темы, особенно, если для этого есть подходящий (как ему кажется) повод. Иногда создается впечатление, что он обожает привлекать посторонних к обсуждению своих личных проблем.
"Разборки" со своим ближайшим окружением (женой, братом, матерью, тещей и другими родственниками) Дон-Кихот действительно довольно часто проводит в многолюдном и совершенно неподходящем для этого месте — в общественном транспорте, в гостях, в театре, в учреждении, в присутствии посторонних людей или даже общих знакомых, что только усугубляет неловкость ситуации. Причем "провинившийся" вынужден не только краснеть за откровенно хамское поведение Дон-Кихота, не только выслушивать его оскорбления, часто несправедливые и далеко выходящие за рамки приличий, но и мучительно страдать от стыда перед окружающими за неловкость самой ситуации и за свою причастность к этому человеку. В такие минуты Дон -Кихот бывает чудовищно жесток: ситуация интуитивно планируется им таким образом, что из нее просто невозможно выйти. Пока вокруг есть публика — будет продолжаться и эта "публичная казнь". (Не следует, однако, думать, что "крутые разборки" Дон-Кихот проводит только в присутствии посторонних — они возможны в любой обстановке, но в любом случае Дон-Кихот найдет возможность подгадать момент, когда его партнер будет особенно беззащитен и уязвим.)
Когда поведение Дон-Кихота выходит за рамки, допустимые нормами общения, его совершенно невозможно призвать к порядку, поскольку это приводит к абсолютно противоположному результату. Именно потому, что никаких "норм общения" Дон-Кихот в принципе не желает признавать, он пользуется любым случаем эти нормы разрушить. Поэтому, чем более критикуется поведение Дон-Кихота, тем большую неловкость он испытывает и тем более начинает протестовать против предъявляемых к нему этических требований, чем еще более усугубляет ситуацию. Получив замечание по поводу бестактности, он начнет откровенно грубить, грубость перейдет в хамство, следующие стадии — откровенный цинизм и хулиганство. Причем направить его реакцию в другое направление можно только в том случае, если вовремя перестать осуждать его поступки» найти способ его успокоить. А это может сделать столько психологически совместимый с ним партнер.
Это, как правило, удается одному только его дуалу — Дюма, способному очень тонко чувствовать состояние собеседника, умеющему вовремя подметить и отрегулировать перепады его настроения. Кроме того, общество Дюма практически всегда действует на. Дон-Кихота успокаивающе и расслабляюще — состояние, свойственное каждому человеку при общении с дуалом. Дипломатичный и обходительный, Дюма оказывает Дон-Кихоту неоценимую услугу не только тем, что смягчает его поведение, но и тем, что смягчает его отношения с окружающими.

Блок СУПЕРИД*5-я позиция*Суггестивная функция* "Сенсорика ощущений"
Дон-Кихота крайне раздражает необходимость самому заботиться о собственном комфорте, поскольку это мешает ему думать, работать и отвлекает от других более важных дел. Поэтому Дон-Кихот старается организовать отношения с партнером таким образом, чтобы вопрос его комфорта решался как-нибудь без его участия.
В быту неприхотлив. Когда быт организовывается его собственными усилиями, Дон-Кихот сводит свои потребности к минимуму. Питается где-то на стороне — часто у друзей и знакомых. Порядок в доме наводит только тогда, когда беспорядок ему действительно мешает работать. По магазинам ходить не любит, не всегда представляет, что бы ему хотелось купить, качество вещей оценивает плохо, не любит простаивать в очередях.
Во вкусах консервативен. Предпочитает есть то, что ему привычно, и то, что занимает минимум времени на подготовку. Может питаться на ходу, всухомятку. Например, не отрываясь от работы, может есть хлеб, намазанный горчицей. Готовит себе редко. Иногда, вдруг, у него может возникнуть желание сварить себе что-нибудь такое, чем его кормили в детстве, например манную кашу.
К новым вкусовым ощущениям относится недоверчиво. Часто доверяет вкусу только тех людей, которые вызывают у него симпатию и с которыми у него хорошие отношения. Равно, как и внушается советами только тех людей, которые вызывают у него уважение, которым он по-настоящему доверяет и которых "любит". Таким людям он часто подражает в привычках, в манерах поведения, во вкусах. Он может одеваться в "папином стиле", настаивать, чтобы ему готовили еду "по маминому" рецепту.
Партнер, вызывающий у Дон-Кихота антипатию, никогда не сможет угодить его вкусам, как бы ни старался. Причем ссылки на "авторитетный источник" будут только раздражать Дон-Кихота. Самый авторитетный источник — это человек, к которому он хорошо относится.
Донкихот должен постоянно чувствовать, что его партнеру доставляет удовольствие за ним ухаживать. Только в этом случае он по-настоящему расслабляется. И наоборот, любой намек на то, что о нем заботятся из чувства долга, и что это его, в свою очередь, ко многому обязывает, воспринимается Дон-Кихотом исключительно болезненно, поскольку подсознательно он настроен на сенсорику и этику Дюма, для которого дарить удовольствие — такая же радость, как и получать его.
Аспект сенсорики ощущений у Дон-Кихота теснейшим образом связан с аспектом этики отношений. Поэтому для полного счастья ему требуется партнер, не только наделенный от природы великолепным вкусом, но и способный выразить свое хорошее отношение в той форме, которая покажется Дон-Кихоту убедительной. И это возможно только в случав с его дуалом Дюмо, у которого аспект сенсорики ощущений является программным, а аспект этики отношений — демонстративным. (Дюма исключительно тонко чувствует гармонию цветов, запахов, звуков, а свое мнение высказывает, как правило, в деликатной и доброжелательной манере. Любая другая форма подачи информации по этому аспекту Дон-Кихота не убеждает, поэтому никакой другой "сенсорик" на воспитание его вкусов не повлияет так, как это сделает Дюма)
В области искусства и эстетики Дон-Кихот часто самым интересным образом проявляет себя именно с "подачи" Дюма — как его ученик или последователь, причем, непосредственное общение с дуалом тут даже не всегда обязательно. Как, например, на творчестве Михаила Ивановича Глинки (Дон-Кихот) сказалось влияние музыки Джоаккино Россини (Дюма).
Дон-Кихот стремится к восприятию приятных ощущений (поскольку в конечном итоге он сориентирован на гармонию ощущений, соответствующих сенсорной программе его дуала Дюма). Искусство, по мнению Дон-Кихота, должно доставлять удовольствие. И оно действительно доставляет удовольствие, причем не только ему самому, но и его зрителям.
Новаторский подход, оригинальность общего замысла, разнообразие интересно разработанных тем — вот те основные качества, которыми характеризуется художественное творчество представителей этого типа.

Блок СУПЕРИД*6-я позиция*Активационная функция* "Этика эмоций"
Настроение Дон-Кихота во многом зависит от ощущений, которые он испытывает. Например, чувство голода делает его не просто раздражительным — агрессивным. Дон-Кихот очень чувствителен к неприятным ощущениям. На его настроение может повлиять неприятный, пронизывающий взгляд собеседника или властные интонации его голоса. Бесцеремонное поведение, равно как и любое проявление неуважения вызывают у Дон-Кихота приступы внезапного раздражения.
Дон-Кихот не любит и не умеет открыто говорить о своих эмоциях. Обычно он выражает их косвенно, говоря о своих побуждениях. Например, будучи раздраженным, Дон-Кихот может сказать партнеру: " Я вышвырну тебя в окно!" — но это вовсе не означает, что он именно так и поступит. И это даже не означает крайнюю ненависть — это всего лишь раздражение, обычно вызванное какими-то неприятными ощущениями.
Свои симпатии Дон-Кихот часто выражает в виде какой-либо позитивной информации. Например, он не скажет девушке: "Вы мне нравитесь". (Если он нечто подобное из себя выдавит, это будет откровенной фальшью.) Нет, обычно Дон-Кихот подает эту информацию намеком — сообщает девушке, что рассказал про нее своим родителям и теперь она приглашена к ним в гости. Предложение руки и сердца также делает в форме намека. "Через месяц я вернусь из командировки и мы с тобой сможем подать заявление".
Открыто признаться в своих чувствах Дон-Кихот не может, как, впрочем, и любой логик, потому что для него это слишком загадочное явление, природу которого он не может до конца осознать и объяснить. Кроме того, для него это слишком интимный момент. Поэтому он будет испытывать неловкость и раздражение, если заставить его об этом говорить. (Дон-Кихот не считает нужным об этом говорить еще и потому, что подсознательно сориентирован на очень гибкую и чуткую этику эмоций своего дуала Дюма, способного уловить любые оттенки чувств и настроений своего партнера)
Ощущение психологического (или сенсорного) дискомфорта всегда сказывается на настроенни Дон-Кихота. Долгое время пребывать в подавленном состоянии он не может, поэтому иногда сам провоцирует скандал, дает выход своему раздражению, а заодно и пытается что-либо изменить в условиях невыносимой для него обстановки.
Дон-Кихот очень тяжело переживает нанесенную ему обиду, этическую неловкость или ситуацию кризиса отношений. В этом случае он может бурно изливать свои отрицательные эмоции на окружающих, обсуждая наболевшую тему с кем угодно, даже с совершенно посторонними людьми. Может заниматься самокритикой или "этическим самобичеванием": рассказывать о каких-то своих неблаговидных поступках, признаваться в супружеских изменах, в каких-то своих "коварных" планах и подлых намерениях. У него начинаются приступы раскаяния и совершенно не контролируемых откровений — какого-то мучительного, этического самоочищения. (Своего рода "этическая рвота", освобождение от каких-то эмоциональных и этических "шлаков".) Находясь в таком состоянии, Дон-Кихот может производить впечатление человека несдержанного, неуравновешенного, вспыльчивого, агрессивного, жестокого, скандального, но не следует забывать, что все это является только следствием испытываемого им психологического дискомфорта, это всего лишь болезненная реакция на какие-то определенные раздражители, природу которых можно выявить и понять и которые можно устранить. (Что, собственно, и делает его дуал Дюма: в период эмоционального кризиса окружает его особенно тщательной заботой, стараясь не допускать к нему никаких раздражителей. А также старается игнорировать его болезненные "откровения" и ту неприятную информацию, которую они в себе несут.)
Ситуация коренным образом меняется, когда Дон-Кихот попадает в обстановку искреннего радушия и доброжелательности. Когда приятные ощущения у него сочетаются с положительными эмоциями. Такая обстановка его очень активизирует: он чувствует, что ему действительно рады, что он интересен, обаятелен и привлекателен. У него сразу же появляются уверенность в себе, легкость и непринужденность в манерах и в общении. Его поведение становится раскованным, свободным и естественным. Он производит на окружающих благоприятное впечатление. Проявляет себя как интереснейший и остроумный собеседник. В такие минуты он чувствует особый эмоциональный подъем, испытывает особенное расположение к человеку, у него возникает желание сделать для этого человека что-то хорошее.
Такое состояние Дон-Кихот испытывает только в условиях общения с психологически совместимым партнером. Благодаря способности Дюма тонко чувствовать и регулировать эмоциональное состояние своего партнера, Дон-Кихот попадает в условия самого благоприятного и наиболее оптимального для себя эмоционального режима. Ощущение душевного тепла, уюта, покоя, искреннего интереса к себе и радушия — все это необходимо Дон-Кихоту для того, чтобы чувствовать себя спокойным и счастливым, и именно это он испытывает, общаясь со своим дуалом Дюма.

Блок ИД* 7-я позиция* Наблюдательная функция* "Интуиция времени"
Время Дон-Кихота полностью принадлежит его творческой работе. Поэтому он раздражается, когда кто-либо распоряжается его временем как своим.
Дон-Кихот умеет видеть возможности, которые предоставляет ему время, причем не только для себя, но и для других, в частности для своего дуала Дюма. Сам видит (и всегда подсказывает партнеру), сколько времени имеется в его распоряжении для выполнения той или иной задачи.
Дон-Кихот предпочитает строить далекие планы, корректируемые временем и обстоятельствами. Планировать что-либо в сжатые сроки не любит, поскольку не любит спешки, и любой работой занимается до тех пор, пока не иссякнет его вдохновение. Распределять количество работы во времени Дон-Кихот не может, это его слишком стесняет.
Личное время воспринимается им как переменная величина: минуты ожидания тянутся до бесконечности, время интересных занятий пролетает незаметно.
Расход чужого времени в расчет им обычно не принимается. Имеет обыкновение опаздывать, хотя может с точностью до минуты рассчитать время, необходимое на дорогу. Обычно в эти расчеты включается время на "допустимое опоздание".
С сожалением отмечает упущенное для себя время и нереализованные возможности. Всегда готов начать все сначала, не считаясь с возрастом и объективными обстоятельствами.
Не любит подводить итоги, поскольку всегда считает, что мог бы добиться больших результатов, если бы не какие-то "объективные причины", повлиявшие на его успехи и деловую активность.
Многими своими неудачами обязан внутреннему состоянию апатии, безволия, энергетического спада, которое его периодически охватывает. Ему легче повлиять на неблагоприятные внешние обстоятельства, чем что-либо изменить в самом себе.
Всегда в курсе событий общественно-политического значения. Предвидеть ход истории умеет как никто другой.
В своих прогнозах, как правило, не ошибается. Решающие политические события может предсказать с точностью до полугода.
Из огромного количества информации умеет выбрать и запомнить факты, коренным образом влияющие на дальнейшее развитие истории.
Всегда наблюдает исторические перемены в интересующей его области. Область исторических наблюдений и прогнозов у Дон-Кихота связана именно с областью его деловых и профессиональных интересов. Например, если он спортсмен, то всегда может с точностью сказать, кто на каких соревнованиях выиграл и с каким результатом, если это экономист или финансист, то помнит движение курса волют в ведущих странах за последние 100 —200 лет.

Блок ИД* 8-я позиция* Демонстративная функция* "Деловая логика"
Дон-Кихот очень любит советовать по поводу того, как нужно выполнять ту или иную работу. И это обстоятельство часто его подводит, поскольку каждый раз, когда он на словах проявляет себя специалистом в каком-нибудь деле, его познания производят на окружающих настолько неизгладимое впечатление, что ни у кого не возникает и тени сомнения в том, что именно он и будет самым лучшим его исполнителем.
Но в том-то и беда Дон-Кихота, что прекрасно представляя себе, как в принципе делается та или иная работа, он часто не имеет о ней ни малейшего практического понятия, иными словами, "берется за паяльник не с того конца", чем очень разочаровывает своих работодателей, которые после такого "специалиста" не знают уж кого и приглашать и начинают думать, что предлагаемая ими работа (как их в этом пытается убедить Дон-Кихот) в принципе невыполнима.
Дон-Кихот не любит включаться в работу на ее завершающем этапе — это значит быть простым исполнителем в рамках чужого проекта, а он и свои-то проекты до конца прорабатывать не любит.
Но бывает и так, что "вписавшись" в чужой проект, Дон-Кихот сразу же начинает ощущать его "своим", и тогда у него возникает непреодолимое желание изменить всю предыдущую работу по собственному усмотрению, и он самым решительным образом на этом настаивает. Иногда даже может поставить ультиматум: угрожает отказаться от участия в работе, если его требование не будет выполнено. Но если в результате такого поведения его действительно отстраняют от работы, бывает глубоко обижен и несказанно разочарован. Такой вариант развития событий он склонен предполагать менее всего.
Дон-Кихоту приходится часто менять места работы, и не всегда по собственному желанию. Ему бывает трудно подчиняться требованиям руководства, а в случае, если они не совпадают с его собственным мнением, не подчиняется им вообще. Иногда старается воспользоваться любой возможностью, чтобы выполнить работу по своей методике и тем самым доказать свою правоту.
Дон-Кихот с невысоким профессиональным уровнем часто склонен игнорировать фактор профессиональной дисциплины, что особенно неприятно, когда от его деятельности зависит работа его сотрудников. Например, если такой Дон-Кихот работает в театральном или музыкальном коллективе, он иногда позволяет себе или опаздывать на репетиции или вообще на них не приходить. Может на каждом шагу спорить с режиссером и навязывать ему свой вариант сценического решения. Свой "сценический вариант" может продемонстрировать самым неожиданным образом прямо во время выступления. Может прямо на сцене позволить себе какую-нибудь экстравагантную выходку в ущерб другим актерам. Дон-Кихот, выбирающий для себя исполнительскую карьеру, но при этом отказывающийся быть "исполнителем", всегда создает проблемы как для себя, так и для своих сослуживцев.
Но в условиях жесткой дисциплины и официальности Дон-Кихот действительно работать не способен. Такие условия он старается сразу же "сломать", изменить, как-то приспособить к удобному для себя режиму. Той работой, которая его слишком стесняет, как правило, не дорожит. К работе, которая не реализует всего его творческого потенциала, часто теряет интерес, едва успев войти в курс дела.
Не любит скрупулезно проверять результаты своей работы. Не любит прорабатывать детали. Не переносит рутину. Может некоторое время выполнять несложную физическую работу, но его мысли в этот момент будут находиться совершенно в другом измерении, что непременно скажется на результатах дела.
И тем не менее Дон-Кихот довольно высоко оценивает и широко рекламирует свои деловые качества. Умеет запросить за свою работу ту цену, которая кажется ему достойной. (Запрашивает обычно намного больше, чем ему предлагают — в расчете на то, что ему придется поторговаться; и соглашается с предложенной ценой, только будучи абсолютно уверенным в невысокой платежеспособности своего заказчика)
Любит демонстрировать свою практичность. Гордится умением экономно расходовать свои средства. Пытается убедить окружающих, что может безбедно существовать на самые скромные доходы. Если не удается прилично заработать, переходит на режим строжайшей экономии. Свое неумение зарабатывать часто маскирует нежеланием гнаться за деньгами, поскольку он лично может довольствоваться и малым. (На "хлеб с горчицей" ему обычно хватает.) Любит демонстративно-расчетливо планировать свои личные расходы. Любит обучать экономии. Если у членов его семьи это не получается, начинает вести бюджет сам, показывая пример того, как надо это делать: начинает вникать во все домашние мелочи, перепроверять все статьи расходов и доходов. Словом, не успокоится, пока не докажет, что все хозяйство велось слишком расточительно.
Ситуация меняется, когда партнером Дон-Кихота становится его дуал Дюма. В этом случае у Дон-Кихота наконец-то возникает желание зарабатывать и он начинает дорожить местом своей работы. В критической ситуации Дон-Кихот может и для Дюма ввести режим строжайшей экономии, но это будет действительно временное явление, в то время как с другим, психологически несовместимым партнером, такая мера будет постоянной и единственно возможной.
Только ради Дюма Дон-Кихот способен сделать над собой необходимое усилие для того, чтобы совместить свои творческие интересы с практическими потребностями своей семьи.

2) Описания типов личности по Гуленко*

Интуитивно-логический экстраверт - "Искатель" (Дон Кихот, ENTP) Описание по функциям.

1. I - интуиция возможностей

Хорошо видит перспективность новых идей и проектов. Интересуется всем подряд в надежде отыскать что-нибудь уникальное. Быстро отказывается от тех идей, которые оказались бесперспективными, и переключается на что-то новое. Имеет разнообразные интересы. Нередко его увлечения никак не связаны с основной работой. Стремится собрать все открытия и новшества по интересующей его проблеме. Генерирует смелые, альтернативные идеи по любому вопросу, с которым ему только приходится сталкиваться. Не переносит рутины и оков традиций. Если дело, которым вынужден заниматься, его не увлекает, придаст ему совершенно новый оборот. Может Предложить большое количество применений изобретению или открытию. Настойчив и экспансивен в распространении собственных разработок. Чтобы загореться идеей, он должен сделать ее "своей".

2. L - структурная логика

Стремится изучать и объяснять сложные объекты или явления, по которым не существует однозначных концепций или логических теорий. Выясняет взаимосвязь различных схем или структур. Сопоставляет различные системы между собой. Если идея не "садится" в составленную им результирующую схему, то способен изменить и подать ее так, чтобы она все же вписалась в нужные рамки. Любую проблему анализирует комплексно, с нескольких сторон. Объясняет, в каких случаях работает тот или иной ее аспект. Собирает свою структуру как в конструкторе, из готовых составных частей. Интересные наблюдения или соображения увязывает с собственной теорией. Стремится отыскать единое объяснение разнородным явлениям. Ему важно отыскать причинно-следственные связи между частным и общим.

3. F - силовая сенсорика

По характеру неагрессивен, но свой образ жизни и свои теории способен отстаивать очень активно. На попытку подчинить себя необоснованным, с его точки зрения, ограничениям реагирует очень бурно. Если на него оказывать силовое давление, тут же переходит в короткую, но сильную, контратаку. При этом так возбуждается, что на время теряет контроль над своими поступками. Во время разговора пытается завладеть всем вниманием собеседника. При этом сильно жестикулирует, говорит громким голосом, вертит в руках какой-нибудь предмет или прикасается к собеседнику. Хотя и может ответить на брошенный вызов, но длительной конкуренции не выносит, так как не хватает сил держать себя в мобилизованном состоянии. Поэтому прямого соперничества избегает.

4. R - этика отношений

С людьми общается на короткой психологической дистанции. Отношения оценивает по степени их демократизма. Чем меньше формализма и церемоний, тем для него лучше. Бывает весьма непоследовательным в отношении к своим родным или друзьям. То демократичен до фамильярности, то вдруг суров и неприступен, как с чужими людьми. Людям, которые к нему обращаются за помощью, может оказывать эту помощь бескорыстно. Ему бывает очень трудно портить отношения, отказывая человеку в общении. Чувствует свою связанность отношениями. Не стесняясь, делится с окружающими своими личными проблемами. Склонен обсуждать особенности поведения людей или их образ жизни.

5. S - сенсорика ощущений

Часто бывает неуверен в оценке физических качеств предметов. Все разглядывает, обнюхивает, ощупывает. Чтобы почувствовать вкус пищи или напитков, нуждается в значительной их дозе. Поддерживает свой тонус внешними стимуляторами. На первое место ставит собственные удобства. Легко расходует, не задумываясь о запасах. Не обращает внимания на порядок вокруг себя. Оставляет предметы там, где ими пользовался, а потом долго разыскивает их. Интересуется вопросами болезней и здоровья. Заболев, принимает увеличенные дозы лечения, ищет радикальные методы. Однако повседневной профилактикой не занимается. Внешний вид часто неаккуратен. Плохо носит одежду, она у него быстро изнашивается. Не любит изменений привычной для себя обстановки в помещении. Консервативен во вкусах и бытовых привычках.

6. E - этика эмоций

Любит компании, вечеринки, эмоциональное общение. Без подпитки положительными эмоциями долго пребывает в ленивом апатичном состоянии. Всегда готов к бурному обмену мнениями, интересному спору. На эмоцию отвечает эмоцией, поэтому важно не передозировать степень вовлеченности, иначе в порыве вдохновения забывает исходный пункт разногласий. В эмоциональном возбужденном состоянии говорит быстро и сумбурно. Мысли начинают обгонять их выражение словами. Речь от этого становится неразборчивой. У него бывают очень резкие перепады настроения, Шум, юмор, жизнерадостность сменяются подавленностью и необщительностью.

7. T - интуиция времени

Постоянно отслеживает имеющийся запас времени. Других людей подгоняет, но сам распоряжается своим и чужим временем так, как считает нужным. Нередко опаздывает или забывает о своих обещаниях сделать что-либо к назначенному сроку. Бывает то слишком суетливым, то подчеркнуто неторопливым. Среднего темпа жизнедеятельности наладить не может. Живет своим пониманием времени. Имеет склонность обсуждать интересующие его вопросы в неподходящее для других время. Но сам слушать то, что ему кажется несвоевременным, не станет. Неплохо предсказывает основные тенденции событий, так как опирается на их прошлый ход. Интересуется катастрофами, стихийными бедствиями, массовой гибелью людей и другими судьбоносными событиями.

8. P - деловая логика

Хорошо владеет технологией параллельных действий. Умеет производить несколько разнородных процессов одновременно. Стремится совместить максимум функций. В денежно-предпринимательской сфере хотя и проявляет находчивость и смекалку, затевает слишком много дел сразу, чтобы уследить за ними. Из-за этого страдает от незавершенности, нерезультативности. Любит покомандовать в деле, раздавать поручения. Ему нужны объекты влияния, которых он мог бы перемещать по своему усмотрению. Из мелкого дела у него вытекает крупное, требующее для своей реализации больших энергозатрат. Найденные идеи сразу же опробует практически. Прекрасный экспериментатор и наладчик уникального оборудования эффективен в области новых технологий.

Внешние признаки

Из внешних признаков ИЛЭ прежде всего обращает на себя внимание фигура и осанка. Фигура - длинная и худая. Части тела тоже вытянуты. Особенно это проявляется в длине ног и пальцев на руках. Если в типе усилен логический компонент, то эта особенность выражается не так ярко. ИЛЭ отличается характерной сутулой осанкой с прогибом верхней части корпуса вперед на манер латинской буквы "S". Однако голова при этом вперед не наклоняется. У ИЛЭ часто встречаются выступающие или вытянутые, обращающие на себя внимание носы. Порой даже создается впечатление, что он принюхивается к чему-то. Во время беседы любит вертеть что-нибудь в руках, например, ручку, часто ломает этот предмет. Вовремя ходьбы или когда увлеченно рассказывает о чем-либо, жестикулирует и размахивает руками, как мельница крыльями. Если у ИЛЭ усилен интуитивный компонент, внешние признаки несколько иные. Для него характерен скошенный подбородок, плавно переходящий в шею, а также выступающая вперед верхняя челюсть. Интуитивный подтип ИЛЭ гораздо менее быстр в движениях по сравнению с логическим. Глаза ИЛЭ очень размытые, смотрят как сквозь туман, плохо замечая происходящее вокруг. Они очень холодные, совершенно лишены эмоциональности, страсти. Относительно одежды следует сказать, что в связи с особенностями фигуры ИЛЭ, одежда почти всегда сидит на нем плохо: провисает, сползает, отрываются пуговицы и т.д. Это проявляется тем ярче, чем больше усилен у него интуитивный компонент.

Манера общения

ИЛЭ не умеет держать правильную дистанцию в общении в течение длительного времени. То дружелюбен с человеком, то, наоборот, враждебен к нему, показывает плохое отношение. Совершенно не разбирается в отношении людей к себе. Поэтому часто ошибается в своих знакомствах. В общении ведет себя часто бесцеремонно; может нетактично вмешаться в разговор, любит все разглядывать, не обращая внимания на реакцию людей. Никогда не признает свою вину. Даже если формально извиняется, то все равно продолжает себя вести по-старому. Выдвигает далеко идущие, часто нереальные в данных условиях планы. Через некоторое время забывает их и предлагает что-то совершенно иное, почти никак логически не связанное с предыдущим, но не менее грандиозное. К прошлым достижениям относится пренебрежительно. Интересуется и рассказывает обо всем необычном из любых областей. Его привлекают все самые новые теории; экстрасенсы, йоги, биополе, НЛО - все то, что нельзя объяснить с точки зрения логики и здравого смысла. Логически объяснить свои идеи не может, они у него всегда интуитивные, расплывчатые. Большинство людей в них не может разобраться, просто верят или не верят. Любит давать советы, как выпутаться из какой-либо затруднительной ситуации. Предлагает при этом самые радикальные решения.

Особенности поведения

Главная особенность его поведения, по которой с уверенностью можно предположить принадлежность к данному социотипу, - это большая рассеянность. ИЛЭ склонен оставлять предметы там, где ими пользовался. Мелкие предметы то и дело теряет. На рабочем месте и в личных вещах у него часто беспорядок. Забывает, что у него уже сделано, а что еще нет. Несмотря на это, умеет проявить необходимую находчивость, смекалку в повседневных делах, извлекая из всего какую-нибудь, пусть даже небольшую пользу. Эта деятельность порой похожа на комбинаторство в духе Остапа Бендера, из-за чего его могут считать хитрым и изворотливым. У интуитивного подтипа это качество выражено гораздо меньше. Много дел сразу и в быстром темпе делать не умеет. Оттягивает выполнение неинтересной работы до последнего. Нахождение в цейтноте его очень подхлестывает: все накопившиеся дела успевает сделать за короткое время, хотя качество работы из-за этого страдает. Другая существенная особенность в его поведении - способность к мобилизации своих возможностей в экстремальных ситуациях. Если на него оказывают волевое давление, тут же переходит в контратаку. Причем ответная реакция может быть сильнее. В таких ситуациях может иногда дойти до рукоприкладства. Еще одна особенность, которая ярко характеризует данный социотип, - привнесение в любое дело, которым практически занимается, элемента хаоса, развала, отрицания. Особенно ярко это видно на фоне устоявшихся коллективов со строгой дисциплиной. Это у него получается творчески: разрушая, он созидает. Вокруг него часто начинают группироваться сторонники его далекоидущих интуитивных идей. В крайних случаях эта тенденция может проявиться в виде настоящей "атаки на мельницы" - нечто в виде открытого вызова всем при явном отсутствии шансов на успех. Именно это качество подтолкнуло депутата Оболенского выдвинуть собственную кандидатуру на пост Председателя Верховного Совета, что шокировало зал заседаний.

Рекомендации

Вашей сильной стороной, безусловно, является хорошо развитое познавательное мышление. Вам в голову часто приходят интересные, перспективные идеи. Вы умеете проникнуть умом в глубь событий и предвидеть перспективу их развития. Ваша развитая интуиция помогает Вам в выборе правильных решений. Вы способны заглянуть в саму суть вещей и явлений. Вы много читаете и интересуетесь всем новым, необычным. Однако в этом кроется опасность "распотрошить" свои силы, потерять основной интерес, определяющий Вас как личность.
Инструментом для реализации Ваших интуитивных идей и догадок служит логика. Вы стремитесь логически обосновать свои идеи и убедить тем самым окружающих людей в их правильности. Благодаря этому качеству вокруг Вас объединяются Ваши единомышленники. Вы - враг всего косного и устаревшего. В этом таится опасность стать на позицию тотального нигилизма.
Ваша основная проблема - это неумение правильно разобраться в отношениях между людьми. Особенно трудно для Вас - осознать истинное отношение к Вам окружающих.
После того как Вы интуитивно разобрались в человеке, он становится Вам неинтересен. Вы не знаете, что с ним делать дальше. Это может восстановить его против Вас. Вы также не видите своих истинных недоброжелателей. Не спешите делать выводы относительно оценки окружающих Вас людей.
Старайтесь определиться в этом вопросе пр их объективным поступкам. Вам трудно даются стабильные хорошие отношения с близкими. Вы можете нечаянно проявить бестактность, нарушить устоявшуюся гармонию отношений.
Сдерживайте сиюминутную реакцию на тот или иной поступок близкого человека. Вам полезны также следующие рекомендации. Не увлекайтесь излишним демократизмом, который может незаметно для Вас перейти в фамильярность. Это может способствовать подрыву Вашего авторитета среди людей.
Проявляйте в своем поведении больше такта, чтобы не шокировать людей своей откровенностью и прямолинейностью. Этим Вы можете нажить недоброжелателей, даже сами того не желая. Еще одна из Ваших проблем - это неумение быть постоянно собранным, слабая самодисциплина. Из-за этого Вы запускаете свои повседневные дела, следствием чего является срыв намеченных мероприятий или установленного графика работы. Делайте все вовремя.
Если Вы являетесь начальником, то обратите внимание на то, чтобы не скатываться к волюнтаризму. Избегайте необоснованного усиления давления на сотрудников, не перегибайте палку в требовательности и волевом нажиме. Такая неадекватная реакция может Вас поставить в смешное положение. Переключайте свою потенциальную волевую энергию на занятия спортом, чтобы давать ей выход. Это повысит Ваш жизненный тонус, выработает выдержку. Вы станете более собранным, дисциплинированным.

*Гуленко В.В., Молодцов А.В. - Введение в соционику

3) Описания типов личности по Вайсбанду*

Интуитивно-логический экстраверт - "Дон Кихот"

1. Журавль в небе. Отлично видит перспективы, возможности. То, что сделано, всегда кажется ему малозначительным по сравнение с открывающимися перспективами, от которых отказаться невозможно, а исчерпать нельзя. Научную работу склонен не публиковать бесконечно, считая, что главные результаты еще впереди. Живет ради будущего, отсутствие признания его до поры, до времени не смущает. Занимается тем, что интересно, а не тем, что выгодно.

2. Подзарядка. Нуждается в постоянном эмоциональном подъеме, азарте. Для этого ему нужна непрерывная сенсорно-эмоциональная "подкачка". Сам ее обеспечить не может, сильно зависит поэтому от окружения. Если рядом нет дуала, питающего его впечатлениями, положительными эмоциями "скисает", теряет работоспособность и вкус к жизни. Иногда вместо одного дуала контактирует с большим количеством приятелей, ведет активную общественную деятельность, создает клубы или научные школы.

3. Руководитель. Хороший организатор, потому что видит потенциальные возможности людей и ситуаций. Нуждается в оправдании: почему именно он у власти: критическая ситуация, в которой никто другой не справится (Черчиль стал премьер-министром в тяжелейший для Англии момент войны и переизбран сразу по ее завершении), выбор самых управляемых, назначение свыше. Начинает с разбора интереса подчиненных. Старается сделать для них все и лишь потом требует (Суворов).

4. Слуга. Зависимость от эмоционального поля других выражается в крайней уступчивости, когда речь идет о мелочах и быте. Тем более, что освободившееся при этом внимание может переключать на свое, излюбленное занятие - постижение сути вещей и явлений. Не делит людей на своих и чужих. Всем старается быть одинаково полезен.

5. Недифференцированность чувства. Считает, что все люди хорошие и добрые все любят друг друга. Довольно смешон, когда ситуация требует инициативы в проявлении чувств - он в этом совершенно не разбирается.

6. Опасность. Острые ощущения подзаряжают его так же, как добрые эмоции окружающих. Чем больше вокруг эмоций и паники, тем он активнее и увереннее. Запугать Дон Кихота нельзя - это приводит к обратному эффекту. С готовностью берет на себя ответственность в критических ситуациях. Зато в мирных, спокойных условиях теряет уверенность в своем праве занимать ответственный пост. Не выносит конкуренции и уходит.

7. Любит фамильярность, но инициативы в этом не проявляет, ждет ее от других.

* И.Д. Вайсбанд Рабочий материал по соционике. 1986.

4) Описания типов личности по Панченко*

Интуитивно-логический экстраверт - "Дон Кихот"

На первом месте в формуле этого типа стоит интуиция возможностей. Это самая сильная, программная функция позволяет Дон-Кихоту быстро схватывать суть идеи, дела, предприятия и видеть перспективу их развития. Живет в будущем, при этом видит его в "розовом" цвете. Склонен к генерированию абстрактно-теоретических идей.
Вторая, творческая функция - логика отношений дает ему возможность выстраивать свои действия и поступки логично, для достижения собственных (часто глобальных) идей.
Третьей, ролевой функцией является волевая сенсорика, обусловливающая способность к периодическим "волевым вспышкам". Любит делать потуги к тому, чтобы люди видели в нем волевого, целеустремленного человека.
Четвертой, болевой точкой является этика отношений. Вследствие этого "врагом" этого типа является человек, показывающий, что Дон-Кихот слабо разбирается в отношениях между людьми. Это та правда, которую Дон не прощает. Излишне идеализирует людей, их отношения к нему и тяжело переживает "прозрения".
Пятая, суггестивная функция - сенсорика ощущений, делает этот тип необычайно внушаемым и управляемым по вопросам, связанным с комфортом, гармонией, эстетикой и кинестетическими (в том числе обонятельно-вкусовыми) ощущениями.
Шестая функция - этика эмоций. Вследствие этого нуждается в том, чтобы окружающие обеспечивали его положительными эмоциями. Только это заряжает его энтузиазмом, побуждает к деятельности. Именно по этой функции оценивает окружающий мир, явление или человека.
Седьмая функция - интуиция времени - элемент мощный, но не творческий. Его следует нагружать трудными, но нестандартными задачами. Данный элемент спокойно воспринимает критику, но конструктивную. По вопросам, связанным с понятиями своевременности - несвоевременности, идеям консолидирующим группу может соглашаться с окружающими, но лишь до той поры, пока они не входят в противоречие с его воззрениями относительно перспектив развития его дел.
Восьмая функция - логика действия, квалифицированно выполненная работа, четкое знание программы сегодняшних действий, направленных на достижение результатов. По этой функции соблюдает интересы дуала, дает необидные советы, как бы предотвращая более сильные удары других.

*Панченко А.Л. "Алгоритм развивающего валеологического рефрейминга", Алтай, 1992 г.

5) Женский тип: Алиса

Бесконечное ожидание: Интуитивно-логический экстраверт
Псевдонимы: "Дон Кихот", "Искатель"
Наш вариант: "Алиса"
Какой же была ты, Алиса?..Любящей - прежде всего; а затем учтивой; а еще доверчивой, готовой принять все самое невероятное; и, наконец, любознательной до крайности... Льюис Кэрролл, "Алиса на сцене"
Донка не одевается ни модно, ни удобно — она просто не понимает, что это такое. Одежду классифицирует по целевому признаку: для прогулок, для театра, для работы... Какому-нибудь конкретному цвету предпочтения не отдает, но старается, чтобы все детали одежды совпадали по тону (так она скрывает слабое владение цветовой гармонией). Вещи приобретает, повинуясь внезапному импульсу, и тут же начинает жалеть об этом, так как где-то, возможно, продается то же самое, но лучше и дешевле.
Вопреки установившемуся в соционике стереотипу, Донка гораздо лучше Дона усваивает нормативы поведения в обществе. Со всеми она старается быть ровной и снисходительно приветливой, а нелестные эпитеты относительно окружающих произносит мысленно. На контакт Искательница идет охотно, часто сама проявляя инициативу. При знакомстве не придает особого значения ни внешности, ни красноречию субъекта. Она смотрит гораздо глубже, и не сомневайтесь: ваша личность будет подвергнута тщательному и всестороннему анализу (от потенции до финансового положения). В случае каких-либо подозрений Алиса не станет углублять отношений, пока не убедится, что все в порядке. Если она согласилась прийти на свидание, это не значит, что она придет, а значит только, что она согласилась. Зато уже при первых встречах может позволить вам довольно много, главным образом из любопытства...
Искательница считает себя чрезвычайно умной и не скрывает этого. Отсюда все ее трудности при устройстве на работу и позже, при знакомстве с коллективом. Лучшая должность для нее та, где она до определенной степени может распоряжаться временем и сохранять психологическую дистанцию между собой и коллегами — например, эксперт, преподаватель, юрист и т.д. Ей противопоказаны жесткая дисциплина, материальная ответственность и сдельная оплата труда. В вопросах научного приоритета и служебной иерархии весьма щепетильна. Ревниво следит за успехами сотрудниц, возмущаясь, когда те "незаслуженно" обходят ее по служебной лестнице. Свои промахи всегда оправдывает "форс-мажорными" обстоятельствами, но, в отличие от мужчин этого социотипа, успешно учится на собственных ошибках. В частности, Донка довольно быстро отказывается от "новаторства" в работе, увидев, что попытки революционных преобразований ничего, кроме неприятностей, ей не приносят. Для сторонников "интеллектуального брака" это идеальная спутница. Сообразительная, много читает, проводит досуг на выставках и в картинных галереях. В то же время легка на подъем и неприхотлива в быту, поэтому прекрасно подойдет и тем, кто любит совместные прогулки, путешествия, пикники. Обожает, когда за ней "красиво" ухаживают и проявляют предупредительность. Вообще, если ей не придется самой заботиться о собственном комфорте, семейная жизнь может оказаться вполне приемлемой, даже если Алиса так и не соберется полюбить супруга. (Кстати, отсутствие чувств, а, следовательно, и претензий в некоторых случаях только укрепляет семью). "По жизни" способна на сумасбродные поступки, которым сама поражается не меньше, чем окружающие.
К сексу Донка относится спокойно, считая его естественной физиологической потребностью и не более того. В постели обычно пассивна, требует, чтобы ее не просто ублажали, но и получали от этого удовольствие. Любит руководить партнером: "быстрее, выше, сильнее...", но реально вряд ли различает такие нюансы. Поэтому часто высказывается наугад, чем доводит некоторых сенсориков до белого каления. Она, конечно, допускает разнообразные позиции и тонкости, но... не здесь и не сейчас. И вообще, она "должна привыкнуть". Заметьте, не полюбить, не захотеть, а просто привыкнуть...
Если же вы не желаете ждать, пока она "привыкнет", и не планируете ничего серьезного, наш вам совет: не слишком откровенничайте с Алисой. Проблемы разрыва (и вообще любые ваши проблемы) она без зазрения совести может обсуждать с третьими лицами (а также с четвертыми и пятыми). Все ее знакомые будут проинформированы, что она сама решила с вами расстаться и вообще жалеет о потерянном времени. Перед расставанием Алиса демонстративно навестит вас в последний раз, чтобы вернуть письма, а также наименее ценные из ваших подарков.

Юрий Симонов, Александр Немировский "Как искать спутницу жизни"
*Взято с сайта your-ideal.com


6) Ребёнок-Дон Кихот

Интуитивно-логический экстраверт - "Новатор" (ENTP)

Проявляет повышенное любопытство ко всему новому, необычному, причем в различных областях. Его интересы часто носят хаотичный, непостоянный характер - ему трудно долго сосредотачивать свое внимание на одном занятии. Любит пофантазировать и собирает вокруг себя сверстников, привлекая их своими рассказами, часто выдуманными, но подаваемыми горячо, эмоционально и убедительно.
Временами на него находит апатия, и тогда он теряет ко всему интерес и скучает; при смене обстановки, появлении новых людей и вещей быстро оживляется и включается в общение или увлекается очередным делом. Обычно у него много знакомых ребят (или девочек), но за этим не всегда стоят постоянные и серьезные отношения, это знакомые «просто для компании», часто случайные.
Заставлять его заниматься чем-то против желания бесполезно, он сопротивляется, может впадать в агрессию и даже делать все наоборот. Легко делится с другими детьми своими вещами и точно так же берет у других, по рассеянности забывая отдавать. Не обидчив и не злопамятен.

*Взято с сайта http://www.socionics.spb.ru/Tips/Meg_Don.htm

7) Подросток-Дон Кихот

Лабильный тип

В детстве лабильные подростки, как правило, не выделяются среди сверстников, однако, у них почти у всех в этот период бывают частые ангины, непрерывные простуды, хронические пневмонии, ревматизм, холециститы и т. п. Эти заболевания, хотя и не протекают в тяжелых формах, склонны принимать затяжное и реци-дивирующее течение. Возможно, фактор соматической инфантилизации играет важную роль во многих случаях формирования лабильного типа.
Можно говорить о намечающемся формировании лабильного типа в случаях, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника, некстати пошедший дождь, оторвавшаяся от костюма пуговица способны погрузить подростка в унылое и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. В то же время приятная беседа, интересная новость, мимолетный комплимент, удачно к случаю одетый костюм могут поднять настроение, даже отвлечь от действительных неприятностей, пока они снова не напомнят о себе.
Маломотивированная смена настроения иногда создаст впечатление поверхностности и легкомыслия, но оно обманчиво. Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, па большую и искреннюю привязанность. Прежде всего это сказывается на их отношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. Привязанность к ним сохраняется, несмотря на легкость н частоту мимолетных ссор.
Не менее свойственна лабильным подросткам и преданная дружба. В друге они стихийно ищут психотерапевта, предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утешить, рассказать что-нибудь интересное, приободрить, убедить, что всё не так страшно, но в то же время в минуты эмоционального подъема легко откликнуться на радость и веселье, удовлетворить потребность сопереживания.
Лабильные подростки весьма чутки ко всяким знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям — всё это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны ввергнуть в беспросветное уныние. Действительные неприятности, утраты, несчастья они переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам.
Реакция эмансипации у лабильных подростков выражена весьма умеренно. Им хорошо в семье, если они чувствуют там любовь, тепло и уют. Эмансипационная активность проявляется в виде коротких вспышек, обусловленных капризами настроения и обычно трактуемых взрослыми как простое упрямство.
Им чужд и опьяняющий азарт игр, и скрупулезная дотошность коллекционирования, и настойчивое совершенствование силы, умения, ловкости, далеки они и от высот утонченных интеллектуально-эстетических наслаждений...
Самооценка их отличается искренностью. Лабильные подростки хорошо знают особенности своего характера, знают, что они — люди настроения и что от настроения у них все зависит. Отдавая себе отчет в слабых сторонах своей натуры, они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть. В том, как относятся к ним окружающие, они обнаруживают удивительно хорошую интуицию: сразу, при первом контакте чувствуют, кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности или неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить.

Материал взят из книги Е.С.Филатовой "Соционика для всех"

8) Подтипы.

Изобретатель.

Устремлен в будущее. Интересуется новыми, необычными или неизученными явлениями. Много читает, имеет широкий круг интересов. Хорошо видит перспективы идей и дел. Может основательно заниматься одной проблемой, находчив и изобретателен. Предпочитает заниматься тем, что интересно, а не тем, что выгодно.
Может периодически устраивать себе авралы, наверстывая упущенное. Не тщеславен, не спешит с внедрением своих идей, поскольку считает, что главные результаты впереди. Любит удивлять окружающих сенсационными новостями. Охотно советует, как выпутаться из сложных ситуаций. В нем сочетаются доброта, идеализм и доверчивость. Из-за непрактичности и внушаемости его легко обмануть.
Не любит строгой регламентации и монотонного режима работы. Не может жить по строгому плану. Довольно рассеян, разбрасывает вещи, забывает, что нужно сделать. Поддерживать постоянный порядок для него обременительно. Отвлекаясь на мелочи, иногда не успевает сделать главное к назначенному сроку. Не любит заниматься вопросами быта, предоставляя в этом инициативу другим. Также часто полагается на вкус партнера в сфере эстетики.
В спокойном состоянии малоинициативен, если только не сталкивается с кризисной ситуацией, которая повышает его жизненный тонус и стимулирует к активной деятельности. Тогда он начинает энергично заниматься делами, не жалея времени и материальных ресурсов. Свои собственные интересы отстаивает неохотно. Не всегда обязателен - может обещать то, что не сможет выполнить. Зная это, иногда остерегается давать обещания, чтобы не испортить отношений.
Доброжелателен к людям, старается понять их желания и потребности, быть всем полезным. Поддерживает со всеми ровные отношения. Охотно объясняет причины своих неудач или неэтичных поступков. Избегает разногласий и конфликтов.
Любит людей веселых, доброжелательных, уверенных в себе, оптимистичных, умеющих задорными шутками поднять его настроение. Поскольку плохо разбирается в том, как относятся к нему люди, боится первым обнаружить свои чувства, долго сомневается в них, не любит торопить события. Из-за этого может упустить свой шанс и проявить инициативу с большим опозданием, когда время ушло. Редко говорит комплименты. Не любит рутину, нуждается в эмоциональных встрясках, не упускает случая повеселиться в кругу друзей.

Искатель.

Любит все подвергать логическому анализу, часто занимается теоретическими разработками, которые впоследствии можно будет внедрить в практику. Азартен и охотно увлекает людей на новые начинания. Хороший организатор, смекалист в стратегических вопросах. Расплывчатые идеи превращает в хорошо разработанную теорию, легко воплотимую в конкретный проект. Структуралист, классификатор. Критически осмысливая старые теории, создает качественно новые.
Быстро теряет интерес к сделанному, так как хорошо чувствует новые возможности, которые нельзя исчерпать. Из-за этого склонен разбрасываться и не доводить начатое до конца. Нередко полностью меняет род деятельности, пробуя себя в новом. Постоянно ищет новые подходы и варианты решения проблем.
Желает быть авторитетным, поэтому склонен навязывать свое мнение. Ему трудно признать свою неправоту. Может бросить вызов даже без серьезных шансов на успех. В споре азартен, при давлении со стороны смело и агрессивно дает отпор. Запугать его нельзя. Когда вокруг паника, спокойно и уверенно берет инициативу в свои руки, становится собранным и решительным, действует быстро и логично. Несмотря на то, что может рассеивать внимание на мелочи, обычно старается сдерживать свои обещания.
Честолюбив, при необходимости проявляет жесткость и пробивные качества. Не любит идти на уступки.
Предпочитает, чтобы все были на своих местах и занимались своим делом. Подсказывает другим радикальные решения проблем. Призывает окружающих к активной деятельности, сплоченности. Демократ по натуре, стремится быть первым среди равных.
Старается быть справедливым ко всем, но не боится говорить правду в глаза. Несдержан в споре. Не склонен к чинопочитанию и конформности. Навязчивых людей, желающих использовать его в своих интересах, старается от себя отдалить. Часто ставит интересы дела выше семейных или дружеских отношений. Боится попасть в зависимость к партнеру. Упреки выводят его из себя.
Свободно переходит с малознакомым собеседником на "ты", выказывает свое расположение рукопожатием и приветливой улыбкой. Для поднятия жизненного тонуса периодически нуждается в веселой компании. Любит заводить полезные связи. Поскольку не всегда хорошо разбирается в людях, иногда вступает в сомнительные контакты. Склонен разочаровываться в людях, ему с трудом даются стабильные, хорошие отношения с ними. Недоверчив в чувствах, боится показаться смешным, мучительно переживает неопределенность. Если уверен во взаимности, честно говорит о своих недостатках, так как боится обмануть либо быть обманутым в своих надеждах.

*Взято с сайта http://ru.laser.ru/

9) Знаменитости, принадлежащие данному социотипу:
По Е.Филатовой:
А. Эйнштейн, К. Циолковский, А. Вернадский, Н. Бор, Д. Менделеев, 3. Фрейд, А. Сахаров, С. Ковалев, С. Прокофьев, М. Ростропович, А. Аугустинавичюте, Э. Пиаф, М. Матье, Ю. Никулин, И. Чурикова, Э. Гарин, П. Ришар.
Hosted by uCoz